распечатать

СЪЕЗД ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СОВЕТОВ ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ ПРИГОРОДОВ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

21 марта 2002 года город Пушкин

Руководящие органы съезда

Доклады

Выступления

Проект резолюции съезда

РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ СЪЕЗДА

Оргкомитет съезда:

Н.Я. Гребенев, председатель городского совета муниципального образования город Пушкин;

В.В. Зибарев, председатель муниципального совета муниципального образования город Павловск;

С.А. Бойко, депутат муниципального совета г. Сестрорецка;

А.П. Селезнев, председатель муниципального совета п. Лисий Нос.

Состав секретариата:

Г.А. Бекеров, председатель муниципального совета пос. Тярлево;

Т.В. Заренко, депутат муниципального совета г. Кронштадта;

Л.Н. Северинова, председатель комитета по социальной политике Пушкинского городского Совета.

Состав редакционной комиссии:

З.В. Гежа, заместитель председателя муниципального совета
г. Павловска;

Н.Я. Гребенёв, председатель Пушкинского городского совета;

И.А. Кураченкова, руководитель муниципального информационного центра Пушкинского городского совета;

А.С. Музыченко, начальник организационно-экономического отдела администрации МО г. Пушкин;

М.Г. Подобрий, депутат муниципального совета г. Зеленогорска.

ДОКЛАДЫ:

Государственная политика в области местного самоуправления и место муниципальных советов в системе органов власти в Санкт-Петербурге

О.Н. Иванько, главный Федеральный инспектор Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном Федеральном округе.

Некоторые итоги работы органов местного самоуправления в пригородах Санкт-Петербурга: проблемы и перспективы

Н.В. Шубина, председатель Комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления Канцелярии Администрации Санкт-Петербурга.

Законодательно-правовое обеспечение местного самоуправления в Санкт-Петербурге, анализ законотворческих инициатив муниципальных советов и принятых законов по расширению полномочий местного самоуправления

Н.Я. Гребенев, председатель городского совета муниципального образования город Пушкин.

О принципах формирования бюджета органов местного самоуправления и тенденции изменения муниципальной составляющей в бюджете Санкт-Петербурга

В.В. Зибарев, председатель муниципального совета муниципального образования город Павловск.

Собственность – как основная составляющая, подтверждающая правомочность полномочий органа власти. О передаче собственности органам местного самоуправления в Санкт-Петербурге

Ю.Г. Зеленин, глава муниципального образования город Ломоносов

ВЫСТУПЛЕНИЯ

На съезде выступили также депутаты законодательного Собрания Санкт-Петербурга, депутаты муниципальных советов муниципальных образований городов и поселков Санкт-Петербурга, представители общественности, общественных организаций и политических партий.

РЕЗОЛЮЦИЯ (проект) съезда депутатов муниципальных образований городов и поселков Санкт-Петербурга "Проблемы и развитие местного самоуправления в городах и поселках Санкт-Петербурга"

2 февраля 2001 года исполнилось 2 года со дня принятия Законодательным собранием Закона "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге", направленного на существенное расширение полномочий органов местного самоуправления городов и поселков пригородной зоны Санкт-Петербурга. К большому сожалению, указанный Закон продолжает "традиции" законотворчества Санкт-Петербурга в области местного самоуправления. Закон носит декларативный характер, обозначенные в нем вопросы местного значения неконкретны, их толкование отсутствует, нет механизма (порядка) передачи полномочий по перечисленным предметам ведения, отсутствует и финансовое обеспечение большинства из названных вопросов местного значения. В итоге органы местного самоуправления пригородов не получили реального расширения полномочий, а реализация отдельных положений данного закона (например "муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения", "благоустройство и озеленение территории муниципального образования") привело к очередному дублированию функций органов территориальных управлений и органов местного самоуправления. В условиях, когда полномочия от органов государственной власти органам местного самоуправления передаются не полностью , а частично, возникает ситуация, когда специалисты остаются и в территориальных управлениях, и возникают дополнительно в органах МСУ.

Подобный путь развития местного самоуправления привел к тому, что уже сейчас дополнительно к имеющимся чиновникам территориальных управлений в Санкт-Петербурге прибавились муниципальные чиновники и их количество продолжает увеличиваться по мере овладевания новыми полномочиями. Вместо повышения эффективности управления и расходования денежных средств на местах. что лежит в самой идее местного самоуправления, мы получаем армию чиновников с приличными окладами, урезанными полномочиями и практической безответственностью. Подобная ситуация создает условия для злоупотреблений и неэффективного использования государственных средств. Это компрометирует саму идею местного самоуправления, органы государственной власти, толкающие местное самоуправление на этот путь развития и самих законодателей, принимающих законы.

На наш взгляд, причина происходящего заключается в том, то в Санкт-Петербурге до сих пор отсутствует концепция развития местного самоуправления, а раз нет концепции, то принимаемые законы МСУ не всегда приводят к желаемым результатам. Города и поселки в Санкт-Петербурге, в отличие от центральных муниципальных образований, находятся в принципиально иных условиях. Они могут стать катализаторами процесса перехода к реальному местному самоуправлению в Санкт-Петербурге.

В связи с вышеизложенным съезд депутатов МО городов и поселков Санкт-Петербурга предлагает следующее:

I. Предложения по изменениям и дополнениям в федеральные законы,
касающиеся прав и полномочий местного самоуправления в Санкт-Петербурге

1. Внести в Федеральный закон от 1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. от 04.08.2000 .No 107-ФЗ) следующие изменения и дополнения:

• Пункт 2 статьи б дополнить фразой:

«Предметы ведения муниципальных образований должны быть обеспечены органами государственной власти субъектов Российской Федерации передачей соответствующих объектов государственной собственности в муниципальную собственность в порядке, установленном федеральным законом.»;

• Абзац 2 пункта 3 статьи б изложить в редакции:

«В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, за исключением городов и посёлков, расположенных на территории Санкт-Петербурга».

•Абзац 2 пункта 3 статьи б изложить в редакции:

"При этом не допускается дублирование полномочий, находящихся одновременно в ведении городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований, находящихся на территории указанных городов".

2. Внести в Градостроительный кодекс РФ следующие изменения и дополнения:

•Пункт 3 статьи 23 изложить в редакции:

«В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований в области градостроительства определяются законами субъектов Российской Федерации -городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, за исключением городов и посёлков, расположенных на территории Санкт-Петербурга».

Пояснительная записка к законодательным инициативам по пункту (I)

Внесение таких поправок позволит избежать дублирования полномочий двумя ветвями публичной власти, например, в вопросах торговли, что приведёт к сокращению расходов бюджетных средств.

До декабря 1993 года Санкт-Петербургу были административно подчинены ряд прилегающих к нему городов и посёлков. После принятия Конституции РФ эти территории вошли в состав субъекта РФ — Санкт-Петербурга как городские территории. Тем не менее, отдельные города удалены от городской черты Санкт-Петербурга на 30-50 км, а некоторые посёлки - до 60 км. Данные муниципальные образования не имеют с Санкт-Петербургом единого городского хозяйства. Функционирование местного самоуправления в этих городах и посёлках не влияет на эффективность городского хозяйства Санкт-Петербурга. Ограничение вопросов местного значения в данных городах и посёлках негативно сказывается на хозяйстве этих поселений. Предлагаемое изменение позволит восстановить предметы ведения местного самоуправления в городах и посёлках Санкт-Петербурга в полном объёме.

II. Законодательные инициативы в адрес Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга требующих их принятия в первоочередном порядке

а) Поправки к действующим законам.

1. Внести в закон Санкт-Петербурга «О порядке передачи объектов государственной собственности Санкт-Петербурга в собственность муниципальных образований» следующие изменения:

• Статью 5 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«Договор о передаче объектов государственной собственности Санкт-Петербурга в собственность муниципального образования готовится Администрацией Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня вступления в силу закона (положения закона) Санкт-Петербурга о передаче в собственность муниципального образования соответствующего объекта государственной собственности».

2.

№ пп

Наименование закона

Предложения

1.        

«О выборах депутатов муниципальных Советов в Санкт-Петербурге»

Ввести нормы по процедуре проведения выборов в Муниципальные Советы по многомандатным округам (сейчас регламентируются выборы только по одномандатным округам)

2.        

«О муниципальной службе в Санкт-Петербурге»

Привести оплату труда муниципальных служащих в соответствие с законом Санкт-Петербурга

3.        

«О реестрах муниципальных должностей в Санкт-Петербурге»

"О государственной службе Санкт-Петербурга"

б) Принять новые законы Санкт-Петербурга в сфере местного самоуправления

№ пп

Наименование законопроекта

Правовое основание

1.        

«О статусе депутатов Муниципальных Советов в Санкт-Петербурге»

п.6 ст. 18 Федерального закона«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

2.        

«О порядке передачи земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга в собственность муниципальных образований»

п.4 ст. 19 Земельного кодекса РФ

3.        

«О финансовых основах местного самоуправления в Санкт-Петербурге»

п.п.4,9 ст.5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

4.        

«О полномочиях органов местного самоуправления городских поселений Санкт-Петербурга в области градостроительства»

п.4 ст.23 Градостроительного кодекса РФ

5.        

«Об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления»

п.15 ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

6.        

«Об организации деятельности органов опеки и попечительства, защите прав и законных интересов несовершеннолетних и недееспособных в Санкт-Петербурге»

 

7.        

«О порядке созыва и проведения собрания (схода) граждан в муниципальных образованиях Санкт-Петербурга»

п.2 ст.24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

8.        

«О местном референдуме в Санкт-Петербурге»

12.07.2001 аналогичный закон СПб был признан утратившим силу, новый закон не принят

9.        

«О выборах глав муниципальных образований в Санкт-Петербурге»

26.10.2001 аналогичный закон СПб был признан утратившим силу, новый закон не принят

10.    

«О территориальном общественном самоуправлении Санкт-Петербурге»

ст. 27 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

III. Обратиться к Губернатору Санкт-Петербурга Яковлеву В.А.
и председателю ЗАКС Тарасову С.Б. со следующими предложениями:

1). До принятия соответствующих законопроектов определенных в резолюции съезда ранее, с целью, чтобы на этапе предстоящих выборов в различные структуры публичной власти не допустить перерастания системы МСУ в Санкт-Петербурге из органов власти в политическую трибуну противостояние властей, в качестве пилотных вариантов проявить волю и согласиться с предложениями:

а) передать городам-пригородам Санкт-Петербурга с января 2003 года в полном объёме с ликвидацией соответствующих структур в Территориальные управлениях районов полномочий в сфере торговли, благоустройства и озеленения территории муниципального образования;

б) в качестве законодательной инициативы Губернатора в городах и поселках с января 2003 года передать в муниципальную собственность ДОУ, помещения, где располагаются МСУ и подростковые клубы.

2). Необходимо с участием Комитета по взаимодействию с органами МСУ, Комитета финансов, представителей ЗАКС, представителей муниципальных образований организовать рабочую группу по подготовке пилотных законопроектов по передаче отдельным МО объектов собственности и потребного для их содержания финансирования. При этом законы должны носить предписывающий характер, с указанием конкретных сроков и исполнителей. В них также должно быть предусмотрено исключение соответствующих предметов ведения у исполнительных органов государственной власти на территории тех муниципальных образований, к которым будут относиться принятые законы. При необходимости Ассоциация муниципальных образований городов и поселков Санкт-Петербурга могла бы выступить организатором данной работы.

3) Формируя предложения по муниципальной составляющей бюджета СПб на следующие годы, следует в первую очередь руководствоваться принципом снижения уровня дотационности муниципальных образований, как основы для реальной самостоятельности и необходимого условия реальной заинтересованности муниципальных образований в увеличении собственных доходов путем создания условий для развития производства и сферы услуг на своих территориях. Если к данному вопросу подойти дифференцированно по каждому муниципальному образованию, то существует реальная возможность снизить количество дотационных МО до 10–15% за счет передачи им части налогов Субъекта Федерации.

Руководителям Ассоциации в срок до 1 апреля 2002 года организовать работу по доведению в соответствующие структуры установленным порядком законопроекты и предложения, принятые на съезде депутатов городов и посёлков пригородов Санкт-Петербурга.

Все ветви власти должны осознать, что конечная цель у них одна — обеспечение населения всем необходимым для плодотворного труда, качественной жизни и полноценного отдыха. Четкое разграничение предметов ведения, ответственности, собственности и финансовых потоков — это не перетягивание одеяла, а средство достижения указанной цели. Чуть-чуть доброй воли — и наша общая цель станет ближе. Этого ждут все наши избиратели.

 
 
в начало страницы  
  Опубликовано на сайте "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге " -
  ©ПРИОР Северо-Запад.
  При использовании информации ссылка обязательна.