распечатать
УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 декабря 2000 года N 001-4


По делу о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга  Закона Санкт-
Петербурга "О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-
Петербурга"


Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Н.М.Кропачева, судей 
О.В.Герасиной, Н.Ф.Гуцан, Л.Б.Ескиной, В.Г.Ильинской, А.И.Осоцкого,

с участием председателя муниципального Совета муниципального образования в границах 
территориальной единицы СПб город Сестрорецк - И.А.Романькова, представителя указанного 
муниципального Совета - адвоката А.А.Аникина, представителя Законодательного Собрания 
Санкт-Петербурга - кандидата юридических наук В.А.Винокурова, представителя губернатора 
Санкт-Петербурга - адвоката А.А.Иванова,

руководствуясь пунктом 1 статьи 51 Устава Санкт-Петербурга, подпунктом "а" статьи 3, 
статьями 30, 63, 72, 73, 74 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга",

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга 
статей 5, 6, 7, 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке регистрации уставов муниципальных 
образований Санкт-Петербурга".

Поводом к рассмотрению дела явился запрос муниципального Совета муниципального 
образования в границах территориальной единицы СПб город Сестрорецк о проверке 
соответствия Уставу Санкт-Петербурга статей 5, 6, 7, 8  Закона Санкт-Петербурга от 9 декабря 
1997 года № 207-67 "О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-
Петербурга".

Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.Б.Ескиной, объяснения представителей сторон, 
исследовав представленные документы и иные материалы, Уставный суд Санкт-Петербурга

установил:

1. В запросе муниципального Совета муниципального образования в границах 
территориальной единицы СПб город Сестрорецк оспариваются положения Закона Санкт-
Петербурга "О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга", 
устанавливающие порядок подготовки устава муниципального образования к регистрации в 
Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, оформления регистрации, основания для отказа 
в регистрации, порядок обжалования такого отказа, а также внесения изменений и дополнений 
в уставы муниципальных образований.

Как утверждается в запросе, указанные нормы по существу вводят дополнительную 
процедуру к порядку вступления в силу уставов муниципальных образований, а также 
вносимых в них изменений и дополнений. Уставом же Санкт-Петербурга никакие 
дополнительные требования к порядку вступления в силу уставов муниципальных образований 
и соответственно изменений и дополнений, вносимых в них, не предусмотрены. При этом 
заявители ссылаются на пункт 2 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга, которым установлено: 
"Устав муниципального образования принимается представительным органом местного 
самоуправления или населением непосредственно". Таким образом, авторы запроса 
усматривают несоответствие Закона Санкт-Петербурга "О порядке регистрации уставов 
муниципальных образований Санкт-Петербурга" (статей 5, 6, 7, 8) Уставу Санкт-Петербурга 
(пункту 2 статьи 62), породившее правовую коллизию относительно момента приобретения 
правоспособности органов местного самоуправления в части вносимых изменений и 
дополнений в уставы муниципальных образований, то есть момента вступления их в силу.

2. В ходе судебного заседания представители муниципального Совета муниципального 
образования, расположенного в границах территориальной единицы СПб город Сестрорецк, 
предъявили постановление указанного муниципального Совета от 25 декабря 2000 года, в 
котором к ранее поставленному ставится вопрос о соответствии статей 5, 6, 7, 8 Закона Санкт-
Петербурга "О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга" 
пункту 1 статьи 3 Устава Санкт-Петербурга. Представители муниципального Совета считают, 
что оспариваемые нормы Закона Санкт-Петербурга не гарантируют права граждан на местное 
самоуправление, а также на участие в выборах в местное самоуправление.

В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-
Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга принимает итоговое решение по существу 
вопроса, принятого к рассмотрению, только по предмету, указанному в обращении. Статьи 30-
38 Закона "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" определяют необходимую предварительную 
процедуру рассмотрения обращений в Уставный суд Санкт-Петербурга, которая является 
обязательной. Следовательно, поставленный в дополнение к предмету обращения вопрос о том, 
гарантирует ли процедура регистрации уставов муниципальных образований, установленная 
статьями 5, 6, 7, 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке регистрации уставов муниципальных 
образований Санкт-Петербурга", права граждан на местное самоуправление и участие в 
выборах в местное самоуправление, Уставным судом Санкт-Петербурга в рамках данного дела 
рассмотрен быть не может.

3. Регулирование общественных отношений, возникающих в процессе принятия и вступления 
в силу уставов муниципальных образований, Конституция Российской Федерации относит к 
совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" 
части 1 статьи 72). Круг же вопросов, устанавливаемых в Конституции (уставе) субъекта 
Российской Федерации, федеральной конституцией вообще не определен. В Федеральном 
законе от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных 
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской 
Федерации" среди вопросов, обязательно регулируемых в конституции (уставе) субъекта 
федерации, такие вопросы, как разработка, принятие, регистрация, вступление в силу уставов 
муниципальных образований, не указаны.

В то же время принятый в соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской 
Федерации Федеральный закон от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации 
местного самоуправления в Российской Федерации" установил требование обязательной 
государственной регистрации устава муниципального образования в порядке, определяемом 
законом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 8). Такой порядок в отношении 
муниципальных образований на территории Санкт-Петербурга и был установлен Законом 
Санкт-Петербурга "О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-
Петербурга", однако нормы, регулирующие процедуру вступления в силу уставов 
муниципальных образований, в данном законе отсутствуют.

4. Вопрос же о вступлении в силу уставов муниципальных образований урегулирован 
Федеральным законом от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного 
самоуправления в Российской Федерации" (пункт 5 статьи 8) и Законом Санкт-Петербурга от 23 
июня 1997 года "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" (пункт 5 статьи 5). Устав 
Санкт-Петербурга принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 года, 
то есть в период, когда обозначенный вопрос уже был решен в порядке, определенном 
действующим законодательством (пункт "н" части 1 статьи 72, часть 2 статьи 76 Конституции 
Российской Федерации). С учетом того, что в уставе субъекта Российской Федерации согласно 
его правовой (правоустановительной, статутной) природе регулируются лишь общие вопросы 
организации государственной власти и местного самоуправления в субъекте Российской 
Федерации, законодатель Санкт-Петербурга не воспроизвел в Уставе Санкт-Петербурга 
названные выше нормы федерального закона и закона Санкт-Петербурга.

Таким образом, вопросы о необходимости и порядке регистрации уставов муниципальных 
образований, как и о моменте вступления в силу этих нормативных актов, а также вносимых в 
них изменений и дополнений в Уставе Санкт-Петербурга не урегулированы. Действующее 
федеральное законодательство не относит эти вопросы к числу устанавливаемых конституцией 
(уставом) субъекта Российской Федерации. Указанные вопросы решены в ранее принятых 
федеральном законе и законах Санкт-Петербурга.

Исходя из изложенного и руководствуясь подпунктом 2 пункта 1 статьи 58, пунктом 2 статьи 
61 и статьями 62 и 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", 
Уставный суд Санкт-Петербурга

определил:

1. Прекратить производство по делу на том основании, что вопрос, регулируемый Законом 
Санкт-Петербурга и оспариваемый муниципальным Советом муниципального образования в 
границах территориальной единицы СПб город Сестрорецк, не регулируется Уставом Санкт-
Петербурга.

2. Настоящее определение Уставного суда Санкт-Петербурга окончательно и вступает в силу 
немедленно после его провозглашения.

3. Руководствуясь пунктом 4 статьи 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-
Петербурга", опубликовать настоящее определение в газете "Санкт-Петербургские ведомости".


Председатель Уставного суда Санкт-Петербурга Н.М. Кропачев

Судья-секретарь Уставного суда Санкт-Петербурга В.Г. Ильинская 



Текст документа сверен по: данным ИПС «КОДЕКС»
(пока не опубликован)

 

в начало страницы  
  Опубликовано на сайте "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге " -
  ©ПРИОР Северо-Запад.
  При использовании информации ссылка обязательна.