распечатать
ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 

О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге 
(с изменениями на 11 февраля 2000 года)

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и 
федеральными законами устанавливает принципы и порядок организации 
местного самоуправления на территории Санкт-Петербурга.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

Статья 1. Понятие местного самоуправления
Местное самоуправление в Санкт-Петербурге - признаваемая и 
гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под 
свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно 
или через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Статья 2. Вопросы местного значения
Вопросами местного значения являются вопросы непосредственного 
обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, 
отнесенные настоящим Законом и другими законами Санкт-Петербурга к 
предметам ведения муниципальных образований.

Статья 3. Население муниципального образования
К населению муниципального образования относятся граждане Российской 
Федерации, проживающие в Санкт-Петербурге на территории 
соответствующего муниципального образования.

Статья 4. Правовая основа местного самоуправления
1. Правовую основу местного самоуправления составляют:
Конституция Российской Федерации;
федеральные законы;
Устав Санкт-Петербурга;
настоящий Закон;
другие законы Санкт-Петербурга.
2. Настоящий Закон действует на всей территории Санкт-Петербурга. Законы 
Санкт-Петербурга, устанавливающие нормы муниципального права, уставы 
муниципальных образований не могут противоречить настоящему Закону.

Статья 5. Устав муниципального образования
1. Муниципальное образование имеет свой устав, в котором указываются:
1) границы и состав территории муниципального образования;
2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального 
образования;
3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в 
решении вопросов местного значения;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименование и полномочия выборных, других органов местного 
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
6) срок полномочий депутатов представительных органов местного 
самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, 
глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного 
самоуправления;
7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов 
органов местного самоуправления;
8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и 
должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного 
прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и 
выборных должностных лиц местного самоуправления;
10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных 
органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного 
самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
12) условия и порядок организации муниципальной службы;
13) экономическая и финансовая основа осуществления местного 
самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения 
муниципальной собственностью;
14) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные 
компактным проживанием на территории муниципального образования 
национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества 
с учетом исторических и иных местных традиций;
15) другие положения об организации местного самоуправления, о 
компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и 
должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами 
Российской Федерации и законами Санкт-Петербурга.
2. Устав муниципального образования (далее - устав) разрабатывается 
муниципальным образованием самостоятельно. Устав принимается 
соответствующим представительным органом местного самоуправления или 
непосредственно населением муниципального образования (путем 
референдума).
3. Устав подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, 
установленном законом Санкт-Петербурга.
4. Основанием для отказа в государственной регистрации устава является 
противоречие его Конституции Российской Федерации, федеральным законам, 
Уставу Санкт-Петербурга, настоящему Закону и иным законам Санкт-
Петербурга. Отказ в государственной регистрации устава может быть 
обжалован гражданами и органами местного самоуправления в суд в 
установленном федеральными законами порядке.
5. Устав вступает в силу после его официального опубликования 
(обнародования) в муниципальных средствах массовой информации 
соответствующего муниципального образования или органах официальной 
публикации законов Санкт-Петербурга.

Статья 6. Право граждан на осуществление местного самоуправления
1. Граждане Российской Федерации, указанные в статье 3 настоящего 
Закона, осуществляют свое право на местное самоуправление в 
муниципальных образованиях, расположенных на территории Санкт-
Петербурга, в соответствии с установленными федеральными законами и 
законами Санкт-Петербурга гарантиями путем референдума, выборов, других 
форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы 
местного самоуправления.
2. Граждане имеют равные права на осуществление местного 
самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей, 
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, 
имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, 
принадлежности к общественным объединениям.
3. Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного 
самоуправления.
4. Граждане имеют право на равный доступ к муниципальной службе.
5. Граждане имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к 
должностным лицам местного самоуправления.
6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного 
самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с 
документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и 
свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданином 
и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного 
самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Законом, за 
исключением информации, отнесенной законом к категории информации 
ограниченного доступа.

Статья 7. Символика муниципальных образований
Муниципальное образование вправе иметь собственную символику (герб, 
эмблему, флаг), отражающую их исторические, культурные, социально-
экономические и иные особенности.

ГЛАВА II. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Статья 8. Предметы ведения муниципальных образований
1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного 
значения, установленные настоящим Законом, а также отдельные 
государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного 
самоуправления.
2. Вопросами местного значения являются:
1) принятие и изменение устава муниципального образования, контроль за 
его соблюдением;
2) владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в 
собственности муниципальных образований, в соответствии с действующим 
законодательством;
3) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
4) введение и отмена местных налогов и сборов, определение конкретных 
ставок и предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с 
действующим законодательством;
5) принятие планов и программ развития муниципального образования;
6) содержание и использование муниципального жилищного фонда и 
нежилых помещений, переданных в муниципальную собственность законами 
Санкт-Петербурга;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений 
дошкольного и основного общего образования;
8) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений 
социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, 
здравоохранения;
9) выдача разрешений на вступление в брак лицам, достигшим возраста 
шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством;
10) организация и осуществление опеки и попечительства, в том числе над 
детьми, оставшимися без попечения родителей, в соответствии с 
федеральными законами и законами Санкт-Петербурга;
11) обеспечение санитарного благополучия населения муниципального 
образования, осуществление мероприятий по охране окружающей среды на 
территории муниципального образования;
12) учреждение муниципальных организаций, в том числе унитарных 
предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения;
13) ремонт и озеленение придомовых и внутридворовых территорий;
14) организация и содержание муниципальных архивов;
15) содержание муниципальной информационной службы;
16) обеспечение деятельности средств массовой информации 
муниципального образования;
17) создание условий для обеспечения населения муниципального 
образования услугами торговли, общественного питания и бытового 
обслуживания;
18) организация снабжения топливом населения муниципального 
образования и муниципальных учреждений;
19) организация и содержание за счет средств местных бюджетов 
муниципальных органов охраны общественного порядка;
20) обеспечение предоставления социальных услуг населению 
муниципального образования за счет средств местных бюджетов;
21) содействие занятости населения муниципального образования за счет 
средств местных бюджетов;
22) организация работы по военно-патриотическому воспитанию граждан 
Российской Федерации на территории муниципального образования;
23) содержание и развитие муниципального транспорта;
24) организация и осуществление мероприятий по защите населения и 
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для муниципальных образований - городов и поселков: Зеленогорск, 
Колпино, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петергоф, Пушкин, Сестрорецк, 
Александровская, Белоостров, Комарово, Левашово, Лисий Нос, Металлострой, 
Молодежное, Парголово, Петро-Славянка, Песочный, Понтонный, Репино, 
Саперный, Серово, Смолячково, Солнечное, Стрельна, Тярлево, Усть-Ижора, 
Ушково, Шушары - вопросами местного значения также являются:
1) утверждение адресных программ размещения объектов розничной 
торговли;
2) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
3) осуществление контроля за соблюдением законодательства о розничной 
торговле;
4) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного 
значения (перечень дорог местного значения утверждается губернатором 
Санкт-Петербурга);
5) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
6) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в 
муниципальной собственности;
7) создание условий для организации спортивных и зрелищных мероприятий;
8) организация парковок и автостоянок на территории муниципального 
образования;
9) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
10) создание условий для развития физической культуры и спорта в 
муниципальном образовании.
Установленный настоящей статьей перечень предметов ведения 
муниципальных образований является исчерпывающим и может быть 
расширен только законом Санкт-Петербурга.
3. Иные вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных 
образований, не отнесенные федеральным законодательством к ведению 
органов государственной власти Российской Федерации и законодательством 
Санкт-Петербурга к ведению муниципальных образований, относятся к 
ведению органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Статья 9. Исполнение органами местного самоуправления в Санкт-
Петербурге отдельных государственных полномочий
1. Наделение органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге 
отдельными полномочиями Санкт-Петербурга как субъекта Российской 
Федерации (далее - государственные полномочия) осуществляется только 
законами Санкт-Петербурга с одновременной передачей необходимых 
финансовых и материальных средств.
2. Законы Санкт-Петербурга о передаче органам местного самоуправления 
отдельных государственных полномочий обязательно должны содержать 
следующие положения:
1) какие государственные полномочия передаются органам местного 
самоуправления;
2) какие финансовые и материальные ресурсы передаются органам местного 
самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий;
3) какие органы государственной власти Санкт-Петербурга и в каком порядке 
осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления 
переданных государственных полномочий;
4) последствия неисполнения (ненадлежащего исполнения) органами 
местного самоуправления переданных государственных полномочий.
3. Органы местного самоуправления несут ответственность за 
осуществление отдельных полномочий Санкт-Петербурга в той мере, в какой 
эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми ресурсами.

ГЛАВА III. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ 

Статья 10. Территории муниципальных образований
Местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется на всей 
территории Санкт-Петербурга в границах территорий городов, поселков, 
муниципальных округов Санкт-Петербурга. Никакие территории не могут быть 
исключены из сферы местного самоуправления или ограничены для 
осуществления местного самоуправления иначе как федеральным законом.

Статья 11. Установление и изменение границ муниципальных 
образований
1. Установление и изменение границ муниципальных образований в Санкт-
Петербурге осуществляется законом Санкт-Петербурга по инициативе органов 
государственной власти Санкт-Петербурга, населения, органов местного 
самоуправления на основе исторически сложившихся территорий компактного 
проживания.
2. Границы муниципальных образований могут быть изменены только с 
учетом мнения населения муниципальных образований, территории которых в 
результате установления (изменения) границ изменяются.
3. Порядок учета мнения населения при установлении и изменении границ 
муниципальных образований устанавливается законом Санкт-Петербурга.

ГЛАВА IV. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 12. Местный референдум
Местный референдум проводится по вопросам местного значения по 
решению представительного органа местного самоуправления, принимаемому 
им по собственной инициативе или по требованию населения муниципального 
образования, обладающего избирательным правом, в соответствии с уставом 
муниципального образования. Порядок назначения и проведения местного 
референдума, принятия и изменения его решений определяется в уставе 
муниципального образования в соответствии с законом Санкт-Петербурга о 
местном референдуме в Санкт-Петербурге.

Статья 13. Органы местного самоуправления
1. К органам местного самоуправления относятся:
выборные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с 
федеральными законами и настоящим Законом, уставами муниципальных 
образований;
администрация муниципального образования (местная администрация);
другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных 
образований.
2. Наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальных 
образованиях на территории Санкт-Петербурга является обязательным.
3. Органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией 
в решении вопросов местного значения в соответствии с уставами 
муниципальных образований.
4. Наименование органов местного самоуправления устанавливается 
уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Законом.
5. Выборные общегородские органы местного самоуправления Санкт-
Петербурга не создаются.
6. Структура органов местного самоуправления определяется населением 
муниципального образования самостоятельно и закрепляется в уставе 
муниципального образования.
7. Органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге не входят в систему 
органов государственной власти.
8. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных 
лиц местного самоуправления органами государственной власти Санкт-
Петербурга и государственными должностными лицами Санкт-Петербурга не 
допускаются.

Статья 14. Муниципальный совет – представительный орган местного 
самоуправления
1. Представительным органом местного самоуправления является 
муниципальный совет города, поселка, муниципального округа (далее 
муниципальный совет), состоящий из депутатов, избираемых населением 
муниципального образования, обладающим избирательным правом, на основе 
всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.
2. Численный состав муниципального совета определяется уставом 
муниципального образования.
3. Порядок организации и проведения выборов депутатов муниципальных 
советов устанавливается законом Санкт-Петербурга.

Статья 15. Полномочия муниципального совета
1. В исключительном ведении муниципального совета находятся:
1) принятие нормативных правовых актов (постановлений) по предметам 
ведения муниципального образования, предусмотренным уставом 
муниципального образования;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития муниципального образования, 
утверждение отчетов об их исполнении;
4) введение и отмена местных налогов и сборов, определение конкретных 
ставок и предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с 
федеральными законами и законами Санкт-Петербурга;
5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной 
собственностью в соответствии с федеральными законами и законами Санкт-
Петербурга;
6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и 
должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом 
муниципального образования;
7) принятие решения о проведении местного референдума.
2. Полномочия муниципального совета определяются уставом 
муниципального образования.

Статья 16. Порядок проведения заседаний муниципального совета
1. Муниципальный совет является правомочным, если в его состав избрано 
не менее двух третей от установленного уставом муниципального образования 
численного состава муниципального совета.
2. Муниципальный совет нового созыва собирается не позднее чем на 
десятый день после официального опубликования результатов очередных 
выборов депутатов муниципального совета нового созыва.
Первое заседание муниципального совета нового созыва открывает 
председатель муниципального совета предыдущего созыва. Первое заседание 
муниципального совета первого созыва открывает старший по возрасту депутат 
муниципального совета.
Со дня начала работы муниципального совета нового созыва (первого 
заседания) прекращаются полномочия муниципального совета предыдущего 
созыва.
3. Срок оповещения, форма созыва и порядок ведения дел муниципального 
совета при проведении очередных заседаний определяются регламентом 
заседаний муниципального совета, утверждаемым муниципальным советом.
4. Заседания муниципального совета являются открытыми. Муниципальный 
совет может принять решение о проведении закрытого заседания или закрытом 
рассмотрении отдельных вопросов повестки дня.
Порядок проведения закрытого заседания или закрытого рассмотрения 
отдельных вопросов повестки дня устанавливается муниципальным советом.
5. Заседание муниципального совета правомочно, если на нем присутствуют 
не менее двух третей от числа избранных депутатов.
6. Решения муниципального совета принимаются большинством депутатов, 
присутствующих на заседании на момент голосования, при наличии не менее 
двух третей от числа избранных депутатов.
Решения по вопросам, предусмотренным подпунктами 2, 4, 5 и 7 пункта 1 
статьи 15 настоящего Закона, принимаются двумя третями депутатов, 
присутствующих на момент голосования, при наличии не менее двух третей от 
числа избранных депутатов.
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и другие 
вопросы, принимаемые муниципальным советом в порядке, установленном 
частью второй пункта 6 настоящей статьи.
7. Принятие решений производится открытым поименным, а по 
персональным вопросам - тайным голосованием.

Статья 17. Право законодательной инициативы
1. Муниципальный совет обладает правом законодательной инициативы в 
Законодательном Собрании Санкт-Петербурга.
2. Порядок реализации права законодательной инициативы органов местного 
самоуправления Санкт-Петербурга определяется законом Санкт-Петербурга.

Статья 18. Глава муниципального образования, иные выборные 
должностные лица местного самоуправления
1. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена 
должность главы муниципального образования - главы местной администрации 
(далее - глава администрации), а также должности иных выборных 
должностных лиц местного самоуправления.
2. Глава администрации и иные выборные должностные лица местного 
самоуправления избираются в порядке, установленном федеральными 
законами и законами Санкт-Петербурга.
3. Выборы главы администрации, избираемого в соответствии с уставом 
муниципального образования депутатами муниципального совета из своего 
состава, проводятся в срок не позднее одного месяца со дня формирования 
муниципального совета.
4. Избранным на должность главы администрации считается кандидат, 
набравший более половины голосов от установленного числа депутатов 
муниципального совета.
5. Если ни один кандидат на должность главы администрации не набрал 
установленного пунктом 4 настоящей статьи количества голосов, обязанности 
главы администрации до его избрания исполняет депутат, получивший 
наибольшее число голосов.
6. Глава администрации и иные выборные должностные лица местного 
самоуправления, наименование которых устанавливается уставами 
муниципальных образований, наделяются собственной компетенцией по 
решению вопросов местного значения в соответствии с уставом 
муниципального образования.
7. Сроки полномочий главы администрации и иных выборных должностных 
лиц местного самоуправления определяются уставом муниципального 
образования в соответствии с законами Санкт-Петербурга.
8. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица 
местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального 
образования подотчетны непосредственно населению и муниципальному 
совету.

Статья 19. Местная администрация, иные органы и должностные лица 
местного самоуправления
1. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены 
избираемая муниципальным советом местная администрация и иные, 
избираемые муниципальным советом органы и должностные лица местного 
самоуправления.
2. Наименование иных избираемых муниципальными советами органов и 
должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования таких 
органов и избрания должностных лиц местного самоуправления, компетенция, 
сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности 
органов и должностных лиц местного самоуправления определяются уставом 
муниципального образования в соответствии с законами Санкт-Петербурга.
Статья 20. Статус депутата муниципального совета, члена иного 
выборного органа местного самоуправления, выборного должностного 
лица местного самоуправления
1. Депутату муниципального совета, члену иного выборного органа местного 
самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления 
гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного 
осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
2. Срок полномочий депутата муниципального совета, члена иного выборного 
органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного 
самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок 
полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
3. Полномочия депутата муниципального совета начинаются со дня его 
избрания и прекращаются с момента начала работы муниципального совета 
нового созыва.
4. Депутаты муниципального совета осуществляют свои полномочия на 
постоянной основе или без отрыва от основной работы в соответствии с 
уставом муниципального образования.
5. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены 
следующие основания отзыва депутата муниципального совета по инициативе 
населения муниципального образования, органов местного самоуправления и 
должностных лиц местного самоуправления:
1) неоднократный пропуск без уважительных причин заседаний 
муниципального совета и (или) заседаний постоянных комиссий и иных органов 
муниципального совета в течение одного года;
2) неоднократное в течение одного года нарушение депутатом 
муниципального совета устава муниципального образования, соответствующих 
законодательству решений муниципального совета и (или) решений местного 
референдума соответствующего муниципального образования;
3) вступление в законную силу в отношении депутата муниципального совета 
обвинительного приговора суда.
Порядок отзыва депутата муниципального совета устанавливается уставом 
муниципального образования.
6. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены 
следующие основания отзыва члена иного выборного органа местного 
самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления по 
инициативе населения муниципального образования, других органов местного 
самоуправления и других должностных лиц местного самоуправления:
1) неоднократное в течение одного года нарушение членом иного выборного 
органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного 
самоуправления устава муниципального образования, соответствующих 
законодательству решений муниципального совета и (или) решений местного 
референдума соответствующего муниципального образования;
2) вступление в законную силу в отношении члена иного выборного органа 
местного самоуправления, выборного должностного лица местного 
самоуправления обвинительного приговора суда.
7. Депутат муниципального совета, член иного выборного органа местного 
самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, 
осуществляющие полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься 
иной оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной 
творческой деятельности.

Статья 21. Правовые акты органов местного самоуправления и 
должностных лиц местного самоуправления
1. Муниципальные советы по вопросам, отнесенным к их компетенции, 
издают постановления.
2. Глава местной администрации и другие органы местного самоуправления 
по вопросам, отнесенным к их компетенции и компетенции местной 
администрации, издают распоряжения.
3. По вопросам внутренней организации деятельности муниципального 
совета, местной администрации и других органов местного самоуправления 
руководителями соответствующих органов местного самоуправления издаются 
приказы.

Статья 22. Органы местного самоуправления - юридические лица
Муниципальные советы, местные администрации и другие органы местного 
самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставами 
муниципальных образований.

Статья 23. Взаимоотношения органов государственной власти Санкт-
Петербурга и органов местного самоуправления
1. Органы государственной власти Санкт-Петербурга обязаны создавать 
необходимые условия для становления и развития местного самоуправления и 
оказывать содействие органам местного самоуправления в осуществлении их 
функций и полномочий.
2. Взаимоотношения органов государственной власти Санкт-Петербурга и 
органов местного самоуправления регулируются посредством принятия 
законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов Санкт-
Петербурга, а также заключения соглашений и договоров между органами 
государственной власти Санкт-Петербурга и органами местного 
самоуправления.
3. Организационными формами взаимодействия органов государственной 
власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления могут являться 
совместно создаваемые координационные, консультационные, совещательные 
и другие рабочие органы как временные, так и постоянно действующие.

Статья 24. Муниципальная служба 
1. Муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной 
основе по обеспечению полномочий органов местного самоуправления и 
выборных должностных лиц местного самоуправления, а также 
профессиональная деятельность на постоянной основе должностных лиц 
местного самоуправления.
2. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, 
исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования 
в соответствии с федеральными законами и законами Санкт-Петербурга, 
обязанности должностного лица муниципальной службы на постоянной 
профессиональной основе за денежное вознаграждение, выплачиваемое за 
счет средств местного бюджета.
3. Должности муниципальной службы устанавливаются уставом 
муниципального образования в соответствии с законами Санкт-Петербурга.
Лица, не замещающие должности муниципальной службы и исполняющие 
обязанности по техническому и материальному обеспечению деятельности 
органов и должностных лиц местного самоуправления, не являются 
муниципальными служащими.
4. Организация муниципальной службы и правовое положение 
муниципальных служащих определяются уставом муниципального образования 
в соответствии с федеральными законами и законами Санкт-Петербурга.
5. Время работы на должности муниципального служащего засчитывается в 
стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с 
законодательством о государственной службе.

Статья 25. Обращения населения муниципального образования и 
народная правотворческая инициатива
1. Население муниципального образования вправе обращаться в органы 
местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. 
Ответ о результатах рассмотрения обращений граждан в орган местного 
самоуправления и к должностному лицу местного самоуправления должен быть 
дан в течение одного месяца.
2. Жители муниципального образования, обладающие избирательным 
правом, численностью не менее 5 процентов от числа избирателей 
соответствующего муниципального образования вправе вносить на 
рассмотрение в муниципальный совет и другие органы местного 
самоуправления проекты правовых актов по вопросам местного значения.
3. Органы местного самоуправления обязаны рассмотреть проекты правовых 
актов, внесенные на рассмотрение населением муниципального образования, 
не позднее 30 дней со дня их внесения на открытых заседаниях с участием 
представителей населения. Результаты рассмотрения подлежат 
официальному опубликованию в средствах массовой информации 
муниципального образования.

Статья 26. Территориальное общественное самоуправление
1. Территориальное общественное самоуправление самоорганизация 
граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою 
ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного 
значения.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется 
населением муниципального образования на части территории муниципального 
образования, к которой относятся: территории бывших поселков Санкт-
Петербурга, микрорайон, квартал, улица (часть улицы), группа домов, дом 
(часть дома).
3. Территориальное общественное самоуправление осуществляется 
непосредственно населением муниципального образования путем опроса 
жителей муниципального образования, обсуждения вопросов местного 
значения, иных форм непосредственной демократии или через создаваемые 
им органы территориального общественного самоуправления.
4. Органы территориального общественного самоуправления представляют и 
защищают интересы населения соответствующей территории в пределах своих 
полномочий.
5. Органы территориального общественного самоуправления формируются 
по инициативе населения соответствующих территорий, указанных в пункте 2 
настоящей статьи, на основе выборов.
6. Деятельность органов территориального общественного самоуправления 
основывается на принципах гласности, равноправия и законности.
7. Органы территориального общественного самоуправления свободны в 
определении своей внутренней структуры и методов своей деятельности.
8. Органы территориального общественного самоуправления в соответствии 
с федеральными законами вправе заниматься коммерческой деятельностью 
для достижения своих уставных целей. Такая коммерческая деятельность 
подотчетна и подконтрольна населению соответствующих территорий и 
органам местного самоуправления соответствующих муниципальных 
образований.
9. Порядок организации и осуществления территориального общественного 
самоуправления в Санкт-Петербурге определяется уставом муниципального 
образования в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми 
актами органов местного самоуправления.
10. Решениями органов местного самоуправления возможно наделение 
органов территориального общественного самоуправления полномочиями 
соответствующих органов местного самоуправления, предусмотренными 
подпунктами 6, 13 и 22 пункта 2 статьи 8 настоящего Закона. Наделение такими 
полномочиями возможно с предоставлением органам территориального 
общественного самоуправления необходимых материальных и финансовых 
ресурсов.
11. Решения о передаче органам территориального общественного 
самоуправления отдельных полномочий органов местного самоуправления 
обязательно должны содержать следующие положения:
1) какие полномочия и каких органов местного самоуправления передаются 
органам территориального общественного самоуправления;
2) какие финансовые и материальные ресурсы передаются органам 
территориального общественного самоуправления;
3) какие органы местного самоуправления и в каком порядке осуществляют 
контроль за реализацией органами территориального общественного 
самоуправления переданных полномочий;
4) последствия неисполнения (ненадлежащего исполнения) органами 
территориального общественного самоуправления переданных полномочий.

Статья 27. Выборы органов территориального общественного 
самоуправления
1. Организация и проведение выборов органов территориального 
общественного самоуправления осуществляются органами местного 
самоуправления по инициативе не менее 10 процентов обладающего 
избирательным правом населения соответствующей территории 
муниципального образования.
2. Выборы органов территориального общественного самоуправления 
считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 процентов 
обладающего избирательным правом населения соответствующей территории 
муниципального образования.
3. Органы территориального общественного самоуправления являются 
избранными, если за них проголосовало более половины принявших участие в 
голосовании жителей соответствующей территории муниципального 
образования.
4. Одновременно с выборами органов территориального общественного 
самоуправления на голосование должен быть вынесен вопрос о необходимости 
государственной регистрации органа территориального общественного 
самоуправления в качестве юридического лица.

ГЛАВА V. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО 
САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 28. Экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная 
собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной 
собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, 
а также в соответствии с законом иная собственность, служащая 
удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Статья 29. Муниципальная собственность
1. В состав муниципальной собственности входят средства местного 
бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, объекты, переданные 
муниципальному образованию Санкт-Петербургом, а также иное движимое и 
недвижимое имущество, приобретенное муниципальным образованием по 
законным основаниям.
Перечень объектов, передаваемых в собственность муниципального 
образования, определяется законом Санкт-Петербурга в соответствии с 
установленным порядком.
2. Органы местного самоуправления управляют муниципальной 
собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в 
состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования 
осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных 
законами Санкт-Петербурга и уставами муниципальных образований, - 
население непосредственно.
3. Приобретение и отчуждение муниципальным образованием имущества и 
имущественных прав осуществляется в порядке, установленном 
муниципальными советами.
4. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными 
законами вправе передавать объекты муниципальной собственности во 
временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, 
сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с 
имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, 
определять в договорах и соглашениях условия использования 
приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
5. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть 
передано муниципальным образованием в собственность граждан и 
юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации 
муниципального имущества. Условия приватизации определяются населением 
непосредственно или представительными органами местного самоуправления 
самостоятельно.
Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают 
в полном объеме в местный бюджет.
6. Муниципальная собственность признается и защищается органами 
государственной власти Санкт-Петербурга равным образом с государственной, 
частной и иными формами собственности.

Статья 30. Право органов местного самоуправления на создание 
предприятий, учреждений и организаций
Органы местного самоуправления вправе в соответствии с федеральными 
законами создавать предприятия, учреждения и организации для 
осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их 
реорганизации и ликвидации.

Статья 31. Отношения органов местного самоуправления с 
предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в 
муниципальной собственности
1. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок 
деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в 
муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на 
их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют 
руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают 
отчеты об их деятельности.
2. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями 
предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной 
собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым 
законодательством.

Статья 32. Отношения органов местного самоуправления с 
предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в 
муниципальной собственности
1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного 
самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и 
организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с 
физическими лицами строятся на основе договоров.
2. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе 
координировать участие предприятий, учреждений и организаций в 
комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального 
образования.
3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения 
хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за 
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами 
Санкт-Петербурга.

Статья 33. Муниципальный заказ
Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на 
выполнение работ по благоустройству территории муниципального 
образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и 
ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, 
оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-
культурных потребностей населения, на выполнение других работ с 
использованием собственных материальных и финансовых средств.

Статья 34. Внешнеэкономическая деятельность органов местного 
самоуправления
Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном 
порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Статья 35. Местные бюджеты
1. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.
2. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за 
их исполнением осуществляются органами местного самоуправления 
самостоятельно.
3. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной 
части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не 
являющихся муниципальными образованиями.

Статья 36. Доходы и расходы местных бюджетов
1. В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и 
штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов Санкт-Петербурга в 
соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и 
законами Санкт-Петербурга, закрепленными на долговременной основе, 
финансовые средства, переданные органами государственной власти органам 
местного самоуправления для реализации отдельных государственных 
полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи 
муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть 
прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, 
субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с 
федеральными законами, законами Санкт-Петербурга и постановлениями 
органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в 
результате деятельности органов местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются 
средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами 
местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию 
органами государственной власти Санкт-Петербурга. В доходной и расходной 
частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование 
решения вопросов местного значения и осуществления органами местного 
самоуправления отдельных федеральных полномочий и отдельных 
полномочий Санкт-Петербурга как субъекта федерации.

Статья 37. Обеспечение минимальных местных бюджетов
1. Муниципальным образованиям в соответствии с федеральными законами 
и законами Санкт-Петербурга обеспечиваются минимальные местные бюджеты 
путем закрепления доходных источников для покрытия минимально 
необходимых расходов местных бюджетов.
2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются 
законами Санкт-Петербурга на основе нормативов минимальной бюджетной 
обеспеченности.
3. При определении доходных источников местных бюджетов и объемов 
дотаций и субвенций из бюджета Санкт-Петербурга не учитываются расходы 
местных бюджетов, не предусмотренные государственными минимальными 
стандартами, а также недополученные по постановлениям органов местного 
самоуправления доходы муниципальных бюджетов в связи с предоставлением 
не предусмотренных федеральным законодательством и законодательством 
Санкт-Петербурга налоговых и иных льгот и преимуществ, включая отмену 
установленных законодательством налогов и иных платежей в местный 
бюджет.

Статья 38. Финансирование осуществления отдельных государственных 
полномочий, компенсация дополнительных  расходов органов местного 
самоуправления
1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами 
местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно 
предусматриваются в бюджете Санкт-Петербурга.
2. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного 
самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными 
органами государственной власти или органами государственной власти Санкт-
Петербурга, в соответствии с федеральными законами компенсируются 
органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется 
одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов 
государственной власти Санкт-Петербурга, влекущие дополнительные расходы 
органов местного самоуправления, реализуются органами местного 
самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Статья 39. Местные налоги и сборы
1. Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются 
представительными органами местного самоуправления самостоятельно в 
соответствии с федеральными законами и законами Санкт-Петербурга.
2. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях 
(сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с 
учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное 
внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного 
значения.

Статья 40. Право органов местного самоуправления на получение 
платежей за пользование природными ресурсами
Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, 
законами Санкт-Петербурга получают плату, в том числе в натуральной форме, 
от пользователей природными ресурсами, добываемыми на территории 
муниципального образования.

Статья 41. Муниципальные внебюджетные фонды
Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать 
целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных 
законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА VI. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 42. Обязательность решений, принятых путем прямого 
волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и 
должностных лиц местного самоуправления
1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения 
органов местного самоуправления и должностных лиц местного 
самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для 
исполнения всеми расположенными на территории муниципального 
образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их 
организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и 
гражданами.
2. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного 
самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их 
принявшими, либо признаны недействительными по решению суда в 
соответствии с федеральными законами.
3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем 
прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления 
и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в 
соответствии с законами.

Статья 43. Рассмотрение обращений органов местного  самоуправления и 
должностных лиц местного самоуправления
Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного 
самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами 
государственной власти Санкт-Петербурга, государственными должностными 
лицами Санкт-Петербурга, предприятиями, учреждениями и организациями, к 
которым эти обращения направлены.
Органы государственной власти Санкт-Петербурга, должностные лица 
органов государственной власти Санкт-Петербурга обязаны дать ответ в 
письменной форме на обращение органа местного самоуправления в срок до 
одного месяца со дня поступления обращения, а на обращение, не требующее 
дополнительного изучения и проверки, - в срок до 15 дней.

Статья 44. Судебная защита местного самоуправления
Граждане, проживающие на территории муниципального образования, 
органы местного самоуправления и должностные лица местного 
самоуправления вправе в установленном федеральными законами порядке 
предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными 
нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной 
власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления 
и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и 
организаций, а также общественных объединений.



ГЛАВА VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. КОНТРОЛЬ ЗА ИХ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 45. Ответственность органов местного самоуправления и 
должностных лиц местного самоуправления
Органы местного самоуправления и должностные лица местного 
самоуправления несут ответственность перед населением муниципального 
образования, государством, физическими и юридическими лицами в 
соответствии с федеральными законами и законами Санкт-Петербурга.

Статья 46. Ответственность органов местного самоуправления и 
должностных лиц местного самоуправления перед населением
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц 
местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты 
доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного 
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате 
утраты доверия населения определяются уставами муниципальных 
образований.

Статья 47. Ответственность органов местного самоуправления и 
должностных лиц местного самоуправления перед государством
1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц 
местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения 
ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Санкт-
Петербурга, законов Санкт-Петербурга, устава муниципального образования.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного 
самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных 
государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены 
соответствующими органами государственной власти материальными и 
финансовыми средствами.
3. В случае установленных судом нарушений органами местного 
самоуправления и выборными должностными лицами местного 
самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных законов, 
Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга, устава муниципального 
образования Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в соответствии с 
федеральными законами может обратиться в Санкт-Петербургский городской 
суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного 
самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления 
Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Санкт-
Петербурга, законам Санкт-Петербурга, уставу муниципального образования.
Заключение Санкт-Петербургского городского суда о признании 
несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного 
должностного лица местного самоуправления Конституции Российской 
Федерации, федеральным законам, Уставу Санкт-Петербурга, законам Санкт-
Петербурга, уставу муниципального образования является основанием для 
рассмотрения Законодательным Собранием Санкт-Петербурга вопроса о 
прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, 
выборного должностного лица местного самоуправления. Прекращение 
полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица 
местного самоуправления и одновременное назначение новых выборов 
осуществляются законом Санкт-Петербурга.

ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 48. О вступлении в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Подпункты 5, 9 - 22 пункта 2 статьи 8 настоящего Закона вступают в силу 
на территории муниципального образования с 1 января 1998 года при условии 
формирования предусмотренных уставами муниципальных образований 
органов местного самоуправления, утверждения местных бюджетов на 1998 год 
и открытия банковских счетов для исполнения местных бюджетов.
Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга публикует в средствах массовой 
информации Санкт-Петербурга уведомление о начале выполнения органами 
местного самоуправления своих полномочий.
Уведомление о начале выполнения органом местного самоуправления своих 
полномочий должно быть опубликовано в течение 10 дней со дня поступления 
от муниципального совета или главы соответствующего муниципального 
образования в Канцелярию губернатора Санкт-Петербурга сведений о 
выполнении требований, указанных в части первой настоящего пункта.
Днем формирования соответствующего органа местного самоуправления 
является день назначения его руководителя.
3. Подпункт 2 пункта 2 статьи 8 настоящего Закона в части владения, 
пользования и распоряжения недвижимым имуществом вступает в силу на 
территории муниципального образования со дня государственной регистрации 
права муниципальной собственности на соответствующие объекты 
недвижимости.

Статья 49. Переходные положения
1. Со дня вступления в силу настоящего Закона правовые акты Санкт-
Петербурга действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.
2. Администрация Санкт-Петербурга при разработке проекта бюджета Санкт-
Петербурга на 1998 год и последующие годы предусматривает в сметах 
территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга расходы на 
выплату компенсаций муниципальным образованиям, в том числе - на 
выполнение отдельных государственных полномочий, а в бюджете Санкт-
Петербурга - перечень закрепленных и регулирующих доходных источников 
бюджетов муниципальных образований.
3. Администрация Санкт-Петербурга до 1 сентября 1997 года вносит на 
рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга проект закона 
Санкт-Петербурга о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга от 5 марта 
1997 года N 46-9 "О бюджете Санкт-Петербурга на 1997 год", 
предусматривающий в бюджетах районов Санкт-Петербурга средства на 
финансирование содержания органов местного самоуправления на 
территориях соответствующих районов на срок с 1 октября 1997 года по 31 
декабря 1997 года.

Губернатор Санкт-Петербурга 							
		 В.А.Яковлев 
Санкт-Петербург 23 июня 1997 года  N 111-35


 

в начало страницы  
  Опубликовано на сайте "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге " -
  ©ПРИОР Северо-Запад.
  При использовании информации ссылка обязательна.