распечатать
ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

О выборах глав муниципальных образований в Санкт-Петербурге

Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 10 сентября 1997 года 


Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные принципы участия гражданина Российской Федерации в 
выборах глав муниципальных образований
Глава муниципального образования в Санкт-Петербурге избирается гражданами 
Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного 
права при тайном голосовании, если уставом муниципального образования не 
предусмотрен его выбор муниципальным советом. Участие гражданина 
Российской Федерации в выборах является добровольным.

Статья 2. Законодательство о выборах глав муниципальных образований
Законодательство о выборах глав муниципальных образований составляют 
Конституция Российской Федерации, Федеральные законы "Об основных 
гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", "Об общих 
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон 
Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге", настоящий 
Закон, другие законы.

Статья 3. Право гражданина избирать и быть избранным главой 
муниципального образования
Гражданин Российской Федерации, проживающий в Санкт-Петербурге на 
территории соответствующего муниципального образования, достигший на день 
выборов 18 лет, имеет право избирать главу муниципального образования.
Главой муниципального образования в Санкт-Петербурге может быть избран 
гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 21 года, постоянно 
или преимущественно проживающий в Санкт-Петербурге.
Не имеет права избирать и быть избранным гражданин Российской Федерации, 
признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы 
по приговору суда.

Статья 4. Назначение выборов глав муниципальных образований
Выборы глав муниципальных образований проводятся в сроки, определяемые 
уставами муниципальных образований.

Статья 5. Срок полномочий глав муниципальных образований
Срок полномочий глав муниципальных образований - 4 года.

Статья 6. Право выдвижения кандидатов на должность главы 
муниципального образования
Право выдвижения кандидатов на должность главы муниципального 
образования (далее - кандидаты) принадлежит непосредственно избирателям и 
избирательным объединениям, избирательным блокам, в том числе по месту 
работы, службы, учебы и жительства кандидатов.

Статья 7. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями
Подготовка и проведение выборов глав муниципальных образований и контроль 
за соблюдением избирательных прав граждан возлагаются на избирательные 
комиссии.
При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах 
своей компетенции, установленной законами, независимы от органов 
государственной власти и органов местного самоуправления.
Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, 
обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного 
самоуправления, государственными предприятиями и организациями, а также их 
должностными лицами.

Статья 8. Право на предвыборную агитацию
Гражданам Российской Федерации и общественным объединениям в Санкт-
Петербурге обеспечивается свободное проведение предвыборной агитации в 
соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.
Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в любых 
допускаемых законом формах и законными методами осуществлять деятельность, 
побуждающую избирателей к голосованию за или против любого кандидата.
Кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой 
информации.

Статья 9. Финансирование выборов глав муниципальных образований
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением 
выборов, осуществляется как за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, так и за 
счет средств соответствующих муниципальных образований.
Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки создают 
собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.

Статья 10. Гласность при подготовке и проведении выборов глав 
муниципальных образований
Подготовка и проведение выборов глав муниципальных образований 
осуществляются открыто и гласно.
Решения избирательных комиссий, связанные с подготовкой и проведением 
выборов и имеющие нормативный характер, подлежат опубликованию.

Глава II. Избирательные округа и избирательные участки

Статья 11. Образование избирательных округов
Избирательный округ охватывает в своей совокупности всю территорию 
муниципального образования, определенную в соответствии с Законом Санкт-
Петербурга от 25 декабря 1996 года N 186-59 "Об административно-
территориальном устройстве Санкт-Петербурга".
Санкт-Петербургская избирательная комиссия обязана официально опубликовать 
список избирательных округов не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

Статья 12. Образование избирательных участков
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах глав 
муниципальных образований образуются избирательные участки.
Избирательные участки образуются главой муниципального образования по 
согласованию с соответствующими избирательными комиссиями по выборам глав 
муниципального образования не позднее чем за 45 дней до дня выборов с учетом 
местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей.
Избирательные участки образуются из расчета не более 3000 избирателей на 
каждом избирательном участке.
Списки избирательных участков с указанием их границ, адресов, номеров 
телефонов участковых избирательных комиссий публикуются в местной печати не 
позднее чем за 40 дней до дня выборов.

Глава III. Списки избирателей

Статья 13. Список избирателей и порядок его составления
Список избирателей составляет участковая избирательная комиссия на 
основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной 
администрации для выборов первого созыва глав муниципальных образований. В 
дальнейшем периодическое уточнение списка зарегистрированных избирателей по 
состоянию на 1 января и 1 июля каждого года осуществляет глава муниципального 
образования. Данные об избирателях глава муниципального образования 
направляет в избирательную комиссию сразу после назначения выборов глав 
муниципальных образований. Не позднее чем за 30 дней до дня выборов список 
избирателей представляется для всеобщего ознакомления.
Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по 
населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке 
указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - 
дополнительно день и месяц) и место жительства избирателя.
Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов 
их семей и других избирателей, если они проживают в районе расположения 
воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром 
воинской части в срок, установленный частью первой настоящей статьи.
Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки 
избирателей по месту жительства на общих основаниях.
Список избирателей составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой 
избирательной комиссией муниципального образования, и подписывается 
председателем участковой избирательной комиссии и ее секретарем. Один 
экземпляр списка избирателей остается в участковой избирательной комиссии, а 
второй экземпляр передается в соответствующую избирательную комиссию по 
выборам главы муниципального образования не позднее чем за 12 дней до дня 
выборов.

Статья 14. Порядок включения граждан в списки избирателей
В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, 
обладающие активным избирательным правом в соответствии со статьей 3 
настоящего Закона.
Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном 
избирательном участке является факт его проживания на территории этого 
избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, 
определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, 
выбор места пребывания и места жительства на территории Российской 
Федерации.
Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном 
избирательном участке.
Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после 
представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также 
избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, 
дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список 
избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и 
подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного 
участка.

Статья 15. Ознакомление избирателей со списками избирателей
Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее 
чем за 30 дней до дня выборов. Каждому гражданину предоставляется право 
заявить в участковую избирательную комиссию о факте невключения его в список 
избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей.
Участковая избирательная комиссия обязана проверить жалобу (заявление) и 
устранить ошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать 
заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления. 
Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую 
избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу 
(заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - 
немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке 
избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно.
Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов 
избирателей запрещается.

Глава IV. Избирательные комиссии

Статья 16. Система избирательных комиссий
Подготовку и проведение выборов глав муниципальных образований 
обеспечивают следующие избирательные комиссии:
- Санкт-Петербургская избирательная комиссия;
- избирательные комиссии муниципальных образований;
- участковые избирательные комиссии.

Статья 17. Порядок формирования Санкт-Петербургской избирательной 
комиссии
Санкт-Петербургская избирательная комиссия формируется в соответствии с 
Законом Санкт-Петербурга от 11 октября 1995 года N 114-17 "О Санкт-
Петербургской избирательной комиссии".

Статья 18. Порядок формирования избирательной комиссии муниципального 
образования
Избирательная комиссия муниципального образования формируется не позднее 
чем за 65 дней до дня выборов в количестве 8-14 членов. Половина членов 
избирательной комиссии муниципального образования назначается 
муниципальным советом, половина - главой муниципального образования. В 
случае, если на день формирования избирательной комиссии муниципального 
образования в уставе муниципального образования должность главы 
муниципального образования отсутствует или глава муниципального образования 
не был избран, то все члены избирательной комиссии муниципального образования 
назначаются муниципальным советом.
Выдвижение кандидатур в состав избирательной комиссии муниципального 
образования осуществляется с учетом предложений общественных объединений, 
собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.
Муниципальный совет не позднее чем за 70 дней до дня выборов публикует в 
местной печати объявление о формировании избирательной комиссии 
муниципального образования и порядке приема предложений о назначении ее 
членов. Муниципальный совет обязан рассмотреть все предложенные кандидатуры 
и провести по ним голосование. Все предложения, поданные в течение недели 
после опубликования объявления, должны быть рассмотрены муниципальным 
советом.
Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии 
муниципального образования избираются тайным голосованием на ее первом 
заседании из числа членов избирательной комиссии. Председатель избирательной 
комиссии муниципального образования должен иметь, как правило, высшее 
юридическое образование.
Избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрированные 
избирательной комиссией муниципального образования, вправе назначить по 
одному члену комиссии с правом совещательного голоса в каждую избирательную 
комиссию муниципального образования. Кандидат вправе назначить одного члена 
комиссии с правом совещательного голоса в избирательную комиссию 
муниципального образования, в которой этот кандидат зарегистрирован. 
Избирательная комиссия муниципального образования организует одновременно 
выборы как глав муниципальных образований, так и депутатов муниципальных 
советов.
Избирательная комиссия муниципального образования является юридическим 
лицом.

Статья 19. Порядок формирования участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия формируется избирательной комиссией 
муниципального образования не позднее чем за 33 дня до дня выборов в 
количестве 5-10 членов.
При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии по 
выборам глав муниципальных образований учитываются предложения 
общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, 
учебы и жительства.
Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной 
комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа 
членов участковой избирательной комиссии.
В случае, если муниципальный совет не назначил состав участковой 
избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, 
формирование участковой избирательной комиссии производится избирательной 
комиссией муниципального образования.
Избирательное объединение, избирательные блоки, зарегистрированные 
избирательной комиссией муниципального образования, вправе назначить по 
одному члену комиссии с правом совещательного голоса в каждую участковую 
избирательную комиссию. Кандидат вправе назначить по одному члену комиссии с 
правом совещательного голоса в каждую участковую избирательную комиссию, в 
которой этот кандидат зарегистрирован. В день голосования кандидат, 
избирательное объединение, избирательный блок вправе назначить в 
соответствующие участковые избирательные комиссии по одному наблюдателю, 
который имеет право находиться в помещении для голосования с начала 
голосования до окончания оформления документов об итогах голосования и 
получать заверенные копии этих документов.

Статья 20. Статус члена избирательной комиссии
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан 
присутствовать на всех заседаниях комиссии. В состав избирательной комиссии не 
могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники 
кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом 
совещательного голоса:
- заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной 
комиссии;
- вправе выступать на заседаниях избирательной комиссии, вносить предложения 
по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной 
комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
- вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с 
повесткой дня и получать на них ответы по существу;
- вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и 
нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих 
документов. При принятии решения избирательной комиссией члены 
избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не 
участвуют.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть 
освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока 
полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:
- подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о 
сложении своих полномочий;
- утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении 
члена избирательной комиссии;
- признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в 
законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно 
отсутствующим или умершим;
- невозможности осуществлять обязанности из-за длительной болезни;
- смерти.
Членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным в 
период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда 
производится за счет средств, выделенных на проведение выборов.
Полномочия членов Санкт-Петербургской избирательной комиссии, 
избирательных комиссий муниципальных образований с правом совещательного 
голоса, связанные с подготовкой и проведением выборов, продолжаются до 
окончания регистрации кандидатов следующего созыва в случае, если кандидаты 
от избирательного объединения, избирательного блока либо кандидаты, 
назначившие их, получили удостоверения глав муниципальных образований. 
Полномочия остальных членов Санкт-Петербургской избирательной комиссии, 
избирательных комиссий по выборам глав муниципальных образований с правом 
совещательного голоса прекращаются через 30 дней после опубликования общих 
итогов выборов.

Статья 21. Полномочия Санкт-Петербургской избирательной комиссии
Санкт-Петербургская избирательная комиссия при подготовке и проведении 
выборов глав муниципальных образований:
- осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и 
проведении выборов, обеспечивает единообразное применение настоящего Закона;
- издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения 
настоящего Закона, обязательные для всех избирательных комиссий, 
осуществляющих подготовку и проведение выборов глав муниципальных 
образований;
- обеспечивает контроль за целевым использованием средств, выделенных из 
бюджета Санкт-Петербурга;
- обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной 
деятельности для всех избирательных объединений, избирательных блоков и для 
всех зарегистрированных кандидатов;
- заслушивает сообщения представителей органов исполнительной власти и 
органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и 
проведением выборов;
- рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия нижестоящих 
избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные решения.

Статья 22. Полномочия избирательной комиссии муниципального 
образования
Избирательная комиссия муниципального образования:
- осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории 
муниципального образования;
- устанавливает форму избирательных бюллетеней, списка избирателей и других 
избирательных документов;
- осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов глав 
муниципальных образований, информирует население об адресах и номерах 
телефонов участковых избирательных комиссий;
- координирует работу участковых избирательных комиссий, рассматривает 
жалобы (заявления) на решения и действия этих избирательных комиссий и 
принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
- организует доставку избирательных бюллетеней и других документов 
участковым избирательным комиссиям;
- распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и 
проведение выборов, распределяет их между участковыми избирательными 
комиссиями и обеспечивает контроль за их целевым использованием;
- контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, 
транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического 
обеспечения выборов;
- оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным 
комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;
- обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной 
деятельности для всех кандидатов;
- утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования;
- подводит итоги голосования на территории муниципального образования, 
определяет итоги выборов главы муниципального образования, обеспечивает 
передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в архивы;
- организует выборы главы муниципального образования вместо выбывшего и 
повторные выборы главы муниципального образования;
- регистрирует избирательные объединения, избирательные блоки;
- регистрирует доверенных лиц кандидатов;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Статья 23. Полномочия участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
- оповещает население об адресе и номере телефона участковой избирательной 
комиссии, времени ее работы, а также дне и месте голосования;
- составляет списки избирателей по избирательному участку;
- проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает 
заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопрос о 
внесении в него соответствующих изменений;
- обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и 
другого оборудования;
- контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил 
размещения агитационных предвыборных материалов;
- организует голосование на избирательном участке;
- производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на 
избирательном участке;
- рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и 
принимает по ним мотивированные решения;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает после 
официального опубликования общих итогов выборов, включающих результаты 
выборов по соответствующему избирательному округу.

Статья 24. Гласность в деятельности избирательных комиссий
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На 
заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их 
доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, 
избирательных блоков и представители средств массовой информации.
Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации 
кандидатов, их биографические данные и итоги голосования по каждому 
кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку.
Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в другие 
средства массовой информации.

Статья 25. Организация деятельности избирательных комиссий
Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе 
коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если 
на нем присутствуют большинство членов комиссии с правом решающего голоса.
При принятии решений избирательными комиссиями в случае равного числа 
голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является 
решающим.
Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, 
обязательны для органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов 
местного самоуправления в Санкт-Петербурге, а также для нижестоящих 
избирательных комиссий.
Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя 
председателя и секретаря избирательной комиссии, регистрации кандидатов, 
отмене регистрации кандидатов, подведении итогов голосования, финансовом 
обеспечении подготовки проведения выборов, а также о признании выборов 
несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях 
избирательных комиссий большинством голосов от общего числа членов комиссии 
с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам 
принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов 
избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем 
избирательной комиссии.
Члены избирательной комиссии, несогласные с решением, принятым 
избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, 
которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до 
сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный 
срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно.
Решение избирательной комиссии, противоречащее законам либо принятое 
избирательной комиссией с превышением полномочий, подлежит отмене 
вышестоящей избирательной комиссией или судом.
Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или 
по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания 
проводятся также по требованию не менее трети членов избирательной комиссии с 
правом решающего голоса.
На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) 
вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.

Статья 26. Содействие деятельности избирательных комиссий
Органы государственной власти Санкт-Петербурга, органы местного 
самоуправления в Санкт-Петербурге, общественные объединения, предприятия, 
учреждения и организации, а также должностные лица обязаны в установленном 
федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга порядке 
оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в 
том числе в предоставлении необходимых помещений, транспорта, средств связи, 
технического оборудования. А также предоставлять сведения и материалы, давать 
ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, за пять дней 
до дня выборов - в день обращения, а в день выборов - в течение часа.

Статья 27. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных 
лиц могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. 
Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является 
обязательным условием для обращения в суд.
Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в вышестоящую 
избирательную комиссию в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок с 
момента поступления жалобы (заявления) в комиссию, за пять дней до дня выборов 
- в день обращения, а в день выборов - в течение часа. В случае, если факты, 
содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, 
решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное 
решение, отменяющее решение нижестоящей комиссии.

Глава V. Избирательные объединения, избирательные блоки

Статья 28. Понятие избирательного объединения
Избирательным объединением является общественное объединение, созданное в 
порядке, установленном федеральными законами, устав которого предусматривает 
участие в выборах посредством выдвижения кандидатов и зарегистрирован 
Управлением юстиции Санкт-Петербурга не позднее чем за шесть месяцев до дня 
выборов.
Правами избирательного объединения обладают также избирательные блоки, 
образуемые на период проведения выборов глав муниципальных образований.

Статья 29. Избирательные блоки
Избирательные блоки могут образовываться не менее чем двумя общественными 
объединениями, являющимися избирательными объединениями в соответствии с 
частью первой статьи 28 настоящего Закона.
В случае, если общественное объединение входит в состав избирательного блока, 
оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного 
избирательного объединения или входить в другой избирательный блок.
Избирательные блоки регистрируются избирательной комиссией 
муниципального образования. Регистрация производится не позднее чем в 
пятидневный срок после представления в избирательную комиссию 
муниципального образования протоколов с решениями о вхождении в 
избирательный блок и совместного решения общественных объединений о 
создании избирательного блока, подписанного уполномоченными представителями 
этих общественных объединений.

Статья 30. Уполномоченные представители избирательного объединения, 
избирательного блока
Избирательное объединение, избирательный блок назначают в каждом 
муниципальном образовании не более трех представителей, уполномоченных в 
соответствии с настоящим Законом представлять избирательное объединение, 
избирательный блок по всем вопросам, связанным с участием избирательного 
объединения, избирательного блока в выборах глав муниципальных образований, в 
том числе и по финансовым вопросам.

Статья 31. Участие избирательных объединений, избирательных блоков в 
выборах глав муниципальных образований
Избирательные объединения, избирательные блоки участвуют в выборах глав 
муниципальных образований на равных основаниях в порядке, установленном 
настоящим Законом.

Глава VI. Выдвижение и регистрация кандидатов

Статья 32. Выдвижение кандидатов избирательным объединением, 
избирательным блоком
Выдвижение кандидатов производится избирательным объединением, 
избирательным блоком с указанием муниципального образования, в котором будет 
баллотироваться каждый кандидат.
Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в одном 
муниципальном образовании не более одного кандидата.
Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами 
лиц, не являющихся членами входящих в них общественных объединений.
Избирательное объединение, избирательный блок до начала сбора подписей 
уведомляют в письменной форме избирательную комиссию по выборам главы 
муниципального образования о своей инициативе. К уведомлению прилагаются 
данные кандидата, в которых должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата 
рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства 
кандидата, а также его заявление о согласии быть выдвинутым от избирательного 
объединения, избирательного блока.

Статья 33. Сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых 
избирательным объединением, избирательным блоком
Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, 
осуществляют сбор подписей избирателей, проживающих на территории 
соответствующего муниципального образования, в поддержку каждого кандидата в 
количестве не менее 0,5 процента от числа избирателей того муниципального 
образования, в котором избирательное объединение, избирательный блок 
выдвигают своего кандидата.
Избирательное объединение, избирательный блок вправе начать сбор подписей 
со дня выдачи избирательной комиссией муниципального образования заверенных 
копий списков кандидатов. До получения избирательным объединением, 
избирательным блоком заверенных копий списков кандидатов сбор подписей не 
допускается.
Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы и жительства. При 
этом недопустимы принуждение и подкуп избирателей в любых формах со 
стороны лица, собирающего подписи.
Форма подписных листов утверждается избирательной комиссией 
муниципального образования. Подписной лист должен содержать наименование 
избирательного объединения, избирательного блока, фамилию, имя, отчество, дату 
рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий) и место жительства 
выдвигаемого кандидата с указанием муниципального образования, в котором он 
выдвигается.
Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных 
избирательных объединений, избирательных блоков, но только один раз в 
поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель указывает свою 
фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и 
месяц), место жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его 
документа.
Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием его 
фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или 
заменяющего его документа и уполномоченным представителем избирательного 
объединения, избирательного блока, выдвигающих кандидата.

Статья 34. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями
Право выдвинуть свою кандидатуру для баллотирования на выборах глав 
муниципальных образований принадлежит каждому гражданину Российской 
Федерации, обладающему активным избирательным правом и достигшему на день 
выборов 21 года.
Право выдвинуть кандидата принадлежит также избирателям по месту работы, 
службы, учебы и жительства на территории муниципального образования.
Гражданин, выдвинувший свою кандидатуру, либо инициаторы выдвижения 
кандидата уведомляют в письменной форме избирательную комиссию 
муниципального образования о своей инициативе. В уведомлении должны быть 
указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая 
должность (род занятий) и место жительства кандидата; прилагается также 
заявление кандидата о его согласии быть выдвинутым в данном муниципальном 
образовании.

Статья 35. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого 
непосредственно избирателями
Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно 
избирателями, начинается со дня официального опубликования избирательной 
комиссией муниципального образования списка избирательных округов.
В поддержку выдвижения кандидата должно быть собрано не менее 0,5 процента 
подписей избирателей от общего числа избирателей данного муниципального 
образования.
Подписи могут собираться среди избирателей того муниципального образования, 
в котором осуществляется выдвижение кандидата. Сбор подписей проводится по 
месту работы, службы, учебы и жительства.
Форма подписных листов утверждается избирательной комиссией 
муниципального образования. В каждом подписном листе указываются фамилия, 
имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), 
место жительства кандидата и наименование муниципального образования, в 
котором он выдвигается.
Избиратель, ставя подпись в подписном листе, указывает свою фамилию, имя, 
отчество, год рождения (в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц), место 
жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Подписной 
лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием его фамилии, имени, 
отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его 
документа и кандидатом.

Статья 36. Регистрация кандидатов
Для регистрации кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями 
муниципального образования, а равно кандидата, выдвинутого избирательным 
объединением, избирательным блоком в муниципальном образовании, кандидат 
либо уполномоченный представитель избираемого объединения, избирательного 
блока представляют в избирательную комиссию муниципального образования не 
позднее чем за 31 день до дня выборов подписные листы с подписями избирателей 
в поддержку выдвижения кандидата. Одновременно в избирательную комиссию 
муниципального образования представляются данные о кандидате, включающие 
его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность 
(род занятий), место жительства, а также заявление кандидата о его согласии 
баллотироваться в данном муниципальном образовании и решение избирательного 
объединения, избирательного блока о выдвижении этого кандидата в данном 
муниципальном образовании.
Подписные листы представляются в избирательную комиссию муниципального 
образования в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных 
листов избирательная комиссия муниципального образования заверяет каждый 
подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдает 
уполномоченному представителю или кандидату подтверждение в письменной 
форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
Избирательная комиссия муниципального образования в течение пяти дней со 
дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата 
требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата 
либо решение с мотивированным отказом в регистрации.
При проверке избирательными комиссиями муниципального образования 
правильности оформления подписных листов и других документов вправе 
присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных 
объединений, избирательных блоков, а также кандидаты, выдвинутые в 
избирательных округах.
В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, 
или в достоверности подписей избирателей избирательная комиссия 
муниципального образования организует соответствующую проверку подписных 
листов.
Не допускается регистрация одного и того же лица более чем в одном 
муниципальном образовании.
Кандидат, зарегистрированный в избирательном округе как кандидат, 
выдвинутый непосредственно избирателями, не может быть одновременно 
зарегистрирован в этом же округе как кандидат от избирательного объединения, 
избирательного блока.
Решение избирательной комиссии муниципального образования о регистрации 
кандидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в Санкт-
Петербургскую избирательную комиссию или в Санкт-Петербургский городской 
суд. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней со дня ее поступления.
Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о 
регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных 
кандидатах в течение 48 часов после регистрации передаются средствам массовой 
информации. Избирательная комиссия муниципального образования не позднее 
чем за 12 дней до дня выборов размещает на стендах в помещении избирательной 
комиссии информацию о зарегистрированных кандидатах с указанием данных, 
перечисленных в части первой настоящей статьи.
В случае, если в сроки, установленные настоящей статьей, в муниципальном 
образовании будет зарегистрирован только один кандидат либо не будет 
зарегистрировано ни одного кандидата, выборы в этом муниципальном 
образовании откладываются по решению соответствующей избирательной 
комиссии на 40-50 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и 
осуществления последующих избирательных действий.
Если в муниципальном образовании на день выборов останется менее двух 
кандидатов, выборы в этом муниципальном образовании откладываются по 
решению соответствующей избирательной комиссии по выборам на 70-80 дней для 
дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих 
избирательных действий.

Глава VII. Статус кандидата в главы муниципального образования

Статья 37. Равенство кандидатов
Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и имеют равные 
обязанности.

Статья 38. Права и обязанности кандидата
После регистрации кандидат, находящийся на государственной или 
муниципальной службе, на время его участия в выборах освобождается от 
выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать свое служебное 
положение.
После регистрации кандидат по личному заявлению освобождается от работы, 
военной службы и военных сборов со дня регистрации до дня официального 
опубликования общих итогов выборов.
Кандидат не может быть уволен с работы по инициативе администрации 
организации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или 
должность, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в 
командировку, призван на военную службу и военные сборы со дня регистрации до 
дня официального опубликования общих итогов выборов. Время участия 
кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по 
которой он работал до дня регистрации.
Кандидат, выдвинутый в избирательном округе, со дня регистрации до дня 
официального опубликования общих итогов выборов имеет право в пределах 
Санкт-Петербурга бесплатно пользоваться любыми видами транспорта общего 
пользования, за исключением такси и машин, выполняющих заказные рейсы.
Кандидат вправе не позднее чем за три дня до дня выборов снять свою 
кандидатуру.
Кандидат, зарегистрированный в избирательном округе, может иметь до трех 
доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией. 
Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии 
удостоверения и осуществляют агитационную и иную деятельность, 
способствующую избранию кандидата. На указанный в части второй настоящей 
статьи период администрация организации (работодатель) обязана предоставлять 
доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, 
избирательные объединения, избирательные блоки, назначившие доверенных лиц, 
вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую 
избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам 
удостоверения.
Кандидат после регистрации не может быть привлечен к уголовной 
ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, 
налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора Санкт-Петербурга. Давая 
такое согласие, прокурор Санкт-Петербурга немедленно извещает об этом 
избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

Глава VIII. Предвыборная агитация

Статья 39. Предвыборная агитация и сроки ее проведения
Граждане Российской Федерации, кандидаты, избирательные объединения, 
избирательные блоки вправе беспрепятственно проводить предвыборную 
агитацию.
Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые 
агитационные предвыборные материалы:
- органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также их 
должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;
- воинским частям, военным учреждениям и организациям;
- благотворительным организациям и религиозным объединениям;
- членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и 
заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего 
дню выборов. В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная 
агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне 
помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах.
Предвыборная агитация может проводиться:
- через средства массовой информации;
- путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных 
собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, 
митингов, шествий, демонстраций, иных предвыборных мероприятий);
- путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных 
агитационных материалов.
Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой 
предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг 
(за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой 
денежных средств.
Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации 
запрещается вести информационные теле- и радиопрограммы, участвовать в 
освещении выборов через данные средства массовой информации, если указанные 
лица являются кандидатами либо их доверенными лицами.

Статья 40. Недопустимость злоупотребления правом на проведение 
предвыборной агитации
При проведении предвыборной агитации не допускаются ложь и клевета в 
средствах массовой информации. Предвыборные программы, предвыборные 
материалы и выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой 
информации не должны содержать призывов к насильственному изменению основ 
конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации. 
Запрещаются агитация социального, расового, национального, религиозного или 
языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, 
возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.
Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и их 
уполномоченные представители не вправе вручать избирателям денежные 
средства, подарки и иные материальные ценности, за исключением вознаграждения 
за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на 
избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), проводить льготную 
распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением 
печатных, в том числе иллюстрированных материалов, а также значков, 
специально изготовленных ко времени проведения избирательной кампании. 
Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и их 
уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации 
воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, 
ценных бумаг и иных материальных благ.
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка 
проведения предвыборной агитации. Поставленные в известность о подготовке 
противоправных агитационных материалов, они вправе обратиться в 
соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной 
агитационной деятельности, а также в суд с представлением об отмене решения о 
регистрации кандидата.

Статья 41. Предвыборная агитация через средства массовой информации
Кандидаты имеют право на предоставление им эфирного времени на каналах 
региональных государственных телерадиокомпаний, осуществляющих 
телевизионное вещание и радиовещание в Санкт-Петербурге, на равных 
основаниях.
Порядок публикации агитационных предвыборных материалов в периодических 
печатных изданиях, устанавливается Санкт-Петербургской избирательной 
комиссией.
Предвыборная агитация через средства массовой информации осуществляется в 
виде публичных предвыборных дебатов, "круглых столов", пресс-конференций, 
интервью, выступлений, политической рекламы и в иных не запрещенных законом 
формах. При этом избирательное объединение, избирательный блок, кандидат 
вправе самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации.
В информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении 
предвыборной агитации кандидатами, избирательными блоками, избирательными 
объединениями должны даваться исключительно отдельным блоком, как правило, 
в начале указанных программ, без комментариев. Выпуск данных 
информационных блоков не оплачивается кандидатами, избирательными 
объединениями, избирательными блоками.

Статья 42. Предвыборная агитация в периодических печатных изданиях
Периодические печатные издания, учрежденные органами законодательной 
(представительной), исполнительной, судебной власти, а также органами местного 
самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и 
материалов, нормативных и иных актов, не вправе публиковать агитационные 
предвыборные материалы кандидатов, избирательных объединений, 
избирательных блоков.
Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) 
которого являются государственные или муниципальные органы, государственные 
предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью 
или частично за счет средств соответствующего бюджета и которое предоставило 
кандидату место на полосе, не вправе отказать другому кандидату в 
предоставлении места на полосе на тех же условиях и обязано сделать это в 
ближайших номерах.

Статья 43. Условия проведения предвыборных собраний, встреч с 
избирателями
Органы государственной власти Санкт-Петербурга и органы местного 
самоуправления в Санкт-Петербурге обязаны оказывать содействие кандидатам, 
избирательным объединениям, избирательным блокам в организации и проведении 
предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.
Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч 
рассматриваются соответствующими органами государственной власти Санкт-
Петербурга и органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге в 
пятидневный срок со дня их подачи и удовлетворяются в порядке, 
устанавливаемом избирательной комиссией муниципального образования.
По требованию избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения 
массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной 
собственности Санкт-Петербурга, предоставляются в пользование на 
установленное избирательной комиссией время для встреч кандидатов и их 
доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны 
обеспечивать равные возможности для всех кандидатов, избирательных 
объединений, избирательных блоков.
Не могут предоставляться для этих целей здания и сооружения, включенные в 
Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов 
Российской Федерации.

Статья 44. Распространение агитационных печатных материалов
Избирательные объединения, избирательные блоки, кандидаты вправе 
беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные печатные 
материалы.
Агитационные печатные материалы должны содержать информацию об 
организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
Запрещается распространение анонимных агитационных печатных материалов.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, 
на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или 
владельца указанных объектов.
Запрещается вывешивание агитационных печатных материалов на памятниках, 
обелисках, зданиях, сооружениях, имеющих историческую, культурную или 
архитектурную ценность, а также в помещении избирательной комиссии и в 
помещении для голосования.
Не позднее чем за 15 дней до дня выборов местная администрация обязана 
выделить специальные места для вывешивания или расклейки агитационных 
печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения 
избирателями и их должно быть не менее одного в пределах территории каждого 
избирательного участка. Кандидату должны быть выделены равные площади для 
вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов.
Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении 
анонимных либо подложных агитационных печатных материалов, принимает меры 
по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с 
представлением о пресечении противоправной предвыборной агитации.

Глава IX. Финансирование выборов

Статья 45. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов
Расходы на оплату труда членов избирательных комиссий по подготовке и 
проведению выборов глав муниципальных образований и расходы на изготовление 
избирательных бюллетеней производятся за счет бюджетов соответствующих 
муниципальных образований. Соответствующие расходы предусматриваются 
отдельной строкой в бюджетах соответствующих муниципальных образований.
Неизрасходованные бюджетные средства после окончания выборов остаются на 
специальных счетах избирательных комиссий для использования на цели, 
предусмотренные частью первой настоящей статьи.

Статья 46. Избирательные фонды кандидата, избирательного объединения, 
избирательного блока
Банки и иные кредитные организации открывают зарегистрировавшимся 
кандидатам и избирательным объединениям, избирательным блокам на основе 
письменного сообщения соответствующей избирательной комиссии специальные 
временные счета для формирования избирательных фондов. Доходы по указанным 
счетам не начисляются и не выплачиваются.
Размер пожертвования юридического лица в избирательный фонд кандидата не 
может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный 
федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 50 раз, а в фонд 
избирательного объединения, блока - более чем в 100 раз.
Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не 
может превышать более чем в 500 раз минимальный размер оплаты труда, 
установленный федеральным законом на день назначения выборов.
Предельная сумма расходов избирательного объединения, избирательного блока 
за счет средств избирательного фонда не может превышать минимальный размер 
оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, 
более чем в 1000 раз.
Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды 
кандидатов либо избирательных объединений, избирательных блоков от 
физических или юридических лиц, не имеющих право осуществлять такие 
пожертвования, либо если размеры пожертвований превышают предусмотренные 
настоящей статьей размеры, кандидаты, избирательные объединения, 
избирательные блоки обязаны вернуть эти пожертвования соответственно 
полностью или часть их, превышающую установленный размер пожертвования, 
жертвователям с указанием причины возврата. Анонимные пожертвования 
перечисляются в доход государственного бюджета Санкт-Петербурга.
Кандидатам и избирательным объединениям, избирательным блокам 
запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной 
агитации, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды.
Если кандидат или избирательное объединение, избирательный блок 
использовали иные денежные средства для ведения предвыборной агитации 
помимо средств, поступивших в их избирательные фонды, соответствующая 
избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене 
решения о регистрации кандидата.

Статья 47. Порядок учета денежных средств и финансовая отчетность
Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки представляют в 
избирательные комиссии муниципальных образований финансовый отчет не 
позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов. Копии 
указанных финансовых отчетов передаются соответствующей избирательной 
комиссией в средства массовой информации.
Участковые избирательные комиссии представляют избирательной комиссии 
муниципального образования финансовый отчет не позднее чем через 7 дней со 
дня опубликования результатов выборов.
Избирательные комиссии муниципальных образований представляют 
финансовый отчет муниципальным советам не позднее чем через 30 дней со дня 
опубликования результатов выборов.

Статья 48. О неизрасходованных денежных средствах избирательных фондов
Остатки денежных средств на счетах кандидатов, избирательных объединений, 
избирательных блоков после окончания выборов перечисляются кандидатами и 
избирательными объединениями, избирательными блоками пропорционально 
вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, 
осуществивших пожертвования в избирательные фонды.

Глава X. Голосование и определение результатов выборов

Статья 49. Помещение для голосования
Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение 
участковой избирательной комиссии главой соответствующей местной 
администрации (главой муниципального образования).
В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины 
или специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны быть 
пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные 
места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и 
письменными принадлежностями (применение карандашей не допускается).
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая 
избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы 
заполненных избирательных бюллетеней и информационные материалы обо всех 
баллотирующихся по данному избирательному округу кандидатах. В 
информационных материалах о кандидатах и их предвыборных платформах, а 
также об избирательных объединениях, избирательных блоках не должны 
содержаться агитационные призывы. Образец заполненного избирательного 
бюллетеня, помещенного на стенде, не должен содержать наименования 
избирательных объединений, избирательных блоков и фамилии кандидатов, 
баллотирующихся по данному муниципальному образованию.

Статья 50. Избирательные бюллетени
Для выборов глав муниципальных образований каждый избиратель получает 
избирательный бюллетень, форма которого утверждается избирательной 
комиссией муниципального образования не позднее чем за 21 день до дня выборов. 
Текст избирательного бюллетеня утверждается избирательной комиссией 
муниципального образования.
Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной 
стороне избирательного бюллетеня.
Избирательный бюллетень по выборам главы муниципального образования 
содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех 
зарегистрированных в этом избирательном округе кандидатов и их данные, 
предусмотренные последней частью статьи 34 настоящего Закона. В случае, если 
кандидат выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, 
указываются наименование этого избирательного объединения, избирательного 
блока, а также принадлежность кандидата к политической партии или иному 
общественному объединению, входящему в состав избирательного объединения, 
избирательного блока, если такая принадлежность имеет место. Если кандидат 
выдвинут непосредственно избирателями, данные об этом указываются в 
бюллетене. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В 
конце перечня кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с 
расположенным справа от нее пустым квадратом.
Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его 
заполнения.
Избирательные бюллетени для голосования в избирательных округах печатаются 
по распоряжению избирательной комиссии муниципального образования не 
позднее чем за 15 дней до дня выборов. Бюллетени печатаются на русском языке. 
Участковые избирательные комиссии получают от избирательных комиссий 
муниципальных образований избирательные бюллетени не позднее чем за четыре 
дня до дня выборов. В каждом муниципальном образовании число избирательных 
бюллетеней, передаваемых участковым избирательным комиссиям, не может 
превышать числа избирателей, включенных в списки избирателей по 
избирательному участку, более чем на 0,5 процента. В правом верхнем углу 
избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой 
избирательной комиссии, печать участковой избирательной комиссии. Не 
заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени 
признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не 
учитываются.
В случае выбытия не ранее чем за 12 дней до дня выборов некоторых кандидатов 
или аннулирования некоторых избирательных объединений, избирательных блоков 
участковые избирательные комиссии по указанию избирательных комиссий 
муниципальных образований вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о 
соответствующих кандидатах или об избирательных объединениях, избирательных 
блоках.

Статья 51. Порядок голосования
В день выборов голосование проводится с восьми до двадцати двух часов по 
местному времени. О времени и месте голосования участковые избирательные 
комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его 
проведения через средства массовой информации или иным способом.
Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет 
отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, 
заполнив избирательный бюллетень в помещении участковой избирательной 
комиссии (не ранее чем за пятнадцать дней до дня выборов), так, чтобы при этом 
не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует досрочно в 
участковой избирательной комиссии, то на бюллетене, выдаваемом ему, ставятся 
две подписи членов соответствующей избирательной комиссии.
В восемь часов в день выборов председатель участковой избирательной 
комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам 
избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые 
избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. После этого 
председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей 
приступить к голосованию.
При получении избирательного бюллетеня избиратель предъявляет паспорт или 
заменяющее его удостоверение личности. С согласия избирателя либо по его 
просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его 
удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей членом 
участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель 
проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться 
при получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью 
другого лица, за исключением членов участковой избирательной комиссии, 
наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, 
избирательных блоков. Лицо, оказавшее избирателю помощь, расписывается в 
списке избирателей в графе "Подпись избирателя при получении избирательного 
бюллетеня" с указанием своей фамилии.
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. 
Заполнение избирательного бюллетеня производится в кабине, специально 
оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не 
допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого избирателя. 
Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный 
бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или 
комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением члена 
избирательной комиссии и наблюдателей. Фамилия этого лица указывается в 
списке избирателей рядом с подписью избирателя при получении избирательного 
бюллетеня.
В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате 
справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, 
расположенном справа от строки "Против всех кандидатов".
Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный 
ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой 
избирательной комиссии и наблюдателей.
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность всем 
избирателям участвовать в голосовании, в том числе избирателям, которые по 
состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в 
помещение для голосования. Для этого в участковой избирательной комиссии 
должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое 
определяется решением избирательной комиссии муниципального образования. 
Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для 
голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по 
прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны 
содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После 
получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем 
заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, 
выезжающие по заявлениям, получают избирательные бюллетени в количестве, 
соответствующем числу заявлений, и расписываются в журнале регистрации 
заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и 
возвращенных избирательных бюллетеней отмечаются в отдельном акте. 
Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель 
проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне 
помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. По возвращении 
членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования 
переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов 
избирателей. Организация и проведение голосования вне помещения для 
голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав 
гражданина, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения 
волеизъявления избирателя.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в 
помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех 
присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя 
участковой избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя 
участковой избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной 
член участковой избирательной комиссии, уполномоченный ею.
В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного 
бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной 
комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый 
избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии 
выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом 
соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии 
соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень 
погашается, о чем составляется акт.
При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении 
протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями на 
избирательных участках вправе находиться наблюдатели, представляющие 
кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки; доверенные лица 
кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков; иностранные 
(международные) наблюдатели, а также представители средств массовой 
информации.

Статья 52. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке
По истечении времени голосования председатель участковой избирательной 
комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и 
проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для 
голосования.
Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в 
присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные 
объединения, избирательные блоки, и иностранных (международных) 
наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и 
погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число этих 
избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах 
голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии 
проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках, 
предлагает удостовериться в их неповрежденности членам участковой 
избирательной комиссии, наблюдателям и доверенным лицам кандидатов, 
избирательных объединений, избирательных блоков и вскрывает их. Вскрытие 
избирательных ящиков осуществляется поочередно - сначала переносных, затем 
стационарных.
Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в 
переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать числа 
письменных заявлений избирателей о проведении голосования вне помещения для 
голосования.
В случае несоответствия числа бюллетеней в переносном избирательном ящике 
числу указанных заявлений все избирательные бюллетени, находившиеся в 
переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением 
участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов 
участковой избирательной комиссии, обеспечивающих проведение голосования 
вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к 
протоколу об итогах голосования.
При подсчете голосов избирателей, поданных по избирательному округу, прежде 
всего отделяются бюллетени неустановленной формы либо не заверенные 
избирательной комиссией, и недействительные избирательные бюллетени. 
Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно 
установить волеизъявление избирателя. При возникновении сомнения участковая 
избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о 
признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия 
указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись 
заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. 
Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других 
избирательных бюллетеней.
Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами 
участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до 
получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены 
участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, в том числе и 
иностранные (международные).
Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, 
куда вносятся следующие данные:
- число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно 
внесенных в список;
- число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном 
участке в день выборов;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим 
досрочно и вне помещения для голосования: ;
- число погашенных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, содержавшихся в стационарных 
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
- число избирательных бюллетеней, содержавшихся в переносных 
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
- число действительных избирательных бюллетеней;
- число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе отдельной 
строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной 
из позиций);
- фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в 
избирательный бюллетень кандидатах;
- число голосов, поданных за каждого кандидата;
- число голосов, поданных против всех кандидатов.
Указанный протокол составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов 
участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, 
избирательных объединений, избирательных блоков и подписывается всеми 
членами избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии, 
несогласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе 
приложить к нему свое особое мнение, о чем в протоколе делаются 
соответствующие записи.
К первому экземпляру протокола прилагаются жалобы (заявления) на нарушения 
настоящего Закона, поступившие в участковую избирательную комиссию, а также 
принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб 
(заявлений) и решений участковой избирательной комиссии прилагаются ко 
второму экземпляру протокола.
Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и 
внесение в него каких бы то ни было исправлений.
При обнаружении ошибок, несоответствий в протоколе участковой 
избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления 
протокола вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о 
повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой 
избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится 
участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей 
избирательной комиссии и наблюдателей.
Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его 
подписания незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную 
комиссию.
Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными 
бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом 
совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений, 
избирательных блоков, иностранных (международных) наблюдателей, 
представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете 
голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до 
окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным 
лицам кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, 
наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом 
совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в 
соответствующие избирательные комиссии муниципального образования не 
позднее чем через десять дней после официального объявления результатов 
выборов в избирательном округе.

Статья 53. Установление результатов выборов в избирательном округе
На основании протоколов участковых избирательных комиссий об итогах 
голосования путем суммирования содержащихся в них данных избирательная 
комиссия муниципального образования не позднее чем через три дня со дня 
выборов определяет результаты выборов. Суммирование содержащихся в 
протоколах участковых избирательных комиссий данных осуществляют 
непосредственно члены избирательной комиссии муниципального образования с 
правом решающего голоса.
Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу 
подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных 
бюллетеней и числу заявлений избирателей о предоставлении возможности 
проголосовать вне помещения для голосования.
Избирательная комиссия муниципального образования на основании протоколов 
соответствующих участковых избирательных комиссий составляет протокол о 
результатах выборов, в который вносятся следующие данные:
- число участковых избирательных комиссий в муниципальном образовании;
- число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых 
составлен данный протокол;
- число избирателей в избирательном округе, внесенных в списки избирателей;
- число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным 
комиссиям;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных 
участках в день выборов;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим 
вне помещений для голосования;
- число погашенных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, содержавшихся в стационарных 
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
- число избирательных бюллетеней, содержавшихся в переносных 
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
- общее число действительных избирательных бюллетеней;
- общее число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе 
отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни 
по одной из позиций);
- фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и 
число голосов, поданных за каждого из них;
- число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;
- фамилия, имя и отчество избранного кандидата.
Избирательная комиссия муниципального образования принимает и указывает в 
протоколе одно из следующих решений:
- признание избранным главой муниципального образования кандидата, 
получившего более половины от числа голосов избирателей, принявших участие в 
голосовании;
- признание выборов в муниципальном образовании недействительными;
- признание выборов состоявшимися и назначение повторного голосования, если 
ни один из кандидатов не получил более половины от числа голосов избирателей, 
принявших участие в голосовании.

Статья 54. Повторное голосование
Если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатур и ни 
одна из них не набрала необходимого количества голосов, избирательная комиссия 
муниципального образования назначает повторное голосование по выборам главы 
муниципального образования из двух кандидатов, получивших наибольшее число 
голосов избирателей. Повторное голосование проводится не позднее чем через 8 
дней со дня установления общих результатов выборов с соблюдением требований 
настоящего Закона.
Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах 
массовой информации не позднее чем через два дня со дня принятия 
соответствующего решения избирательной комиссией муниципального 
образования.
В случае выбытия одного из кандидатов голосование проводится по одной 
кандидатуре.
Избирательная комиссия муниципального образования принимает по итогам 
повторного голосования одно из следующих решений:
- признает выборы состоявшимися и объявляет избранным главой 
муниципального образования кандидата, набравшего наибольшее число голосов 
избирателей, принявших участие в голосовании, если голосование проводилось по 
двум кандидатурам;
- признает выборы состоявшимися и объявляет избранным главой 
муниципального образования кандидата, набравшего более половины голосов 
избирателей, принявших участие в голосовании, если один из кандидатов выбыл и 
голосование проводилось по одной кандидатуре;
- признает выборы несостоявшимися и назначает повторные выборы, если 
голосование проводилось по одной кандидатуре и кандидат не набрал более 50 
процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Избирательная комиссия муниципального образования может признать выборы 
недействительными на отдельных избирательных участках и (или) территориях в 
случае, если нарушения, допущенные при проведении выборов, не позволяют с 
достоверностью установить волеизъявление избирателей. Результаты голосования 
на этих участках и (или) территориях исключаются из общего результата подсчета 
голосов на выборах.
Избирательная комиссия муниципального образования регистрирует избранного 
кандидата в качестве главы муниципального образования и выдает ему 
соответствующее удостоверение в течение трех дней после определения итогов 
выборов.
Протокол избирательной комиссии муниципального образования составляется в 
трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами 
избирательной комиссии. К протоколу прилагается сводная таблица об итогах 
голосования в муниципальном образовании, включающая в себя полные данные 
протоколов всех участковых избирательных комиссий. Член избирательной 
комиссии муниципального образования, несогласный с протоколом в целом или с 
отдельными его положениями, вправе приложить к нему свое особое мнение, о чем 
в протоколе делается соответствующая запись.
Первый экземпляр указанного протокола и сводной таблицы хранится у 
секретаря избирательной комиссии муниципального образования, второй 
экземпляр протокола и сводной таблицы направляется в Санкт-Петербургскую 
избирательную комиссию.
К первому экземпляру протокола прилагаются жалобы (заявления) на нарушения 
настоящего Закона, поступившие в избирательные комиссии муниципальных 
образований, а также принятые по ним решения избирательных комиссий. 
Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений избирательных комиссий 
муниципальных образований прилагаются ко второму экземпляру протокола.
Третий экземпляр протокола и сводной таблицы предоставляется для 
ознакомления доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений, 
избирательных блоков, наблюдателям, членам избирательной комиссии с правом 
совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
Заверенные копии протокола и сводной таблицы выдаются избирательной 
комиссией (с указанием времени выдачи) доверенным лицам кандидатов, 
наблюдателям, членам избирательных комиссий по их заявлениям.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе избирательной комиссии и 
иных нарушений, а также при сомнении в правильности составления протокола об 
итогах голосования в муниципальном образовании Санкт-Петербургская 
избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов 
избирателей. Повторный подсчет голосов избирателей проводится избирательной 
комиссией муниципального образования в присутствии члена (членов) Санкт-
Петербургской избирательной комиссии.
Избирательные бюллетени хранятся не менее года, протоколы об итогах 
голосования и о результатах выборов - не менее года со дня назначения даты 
следующих выборов, иные документы избирательных комиссий - не менее шести 
месяцев.

Статья 55. Признание выборов недействительными
Избирательная комиссия муниципального образования признает выборы в 
избирательном округе недействительными, если допущенные при их проведении 
нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить 
результаты волеизъявления избирателей или если выборы признаны ею 
недействительными более чем на трети избирательных участков.

Статья 56. Регистрация избранных глав муниципальных образований
Избирательная комиссия муниципального образования после подписания 
протокола о результатах выборов извещает об этом кандидата, избранного главой 
муниципального образования. В соответствии с требованиями настоящего Закона 
кандидат, избранный главой муниципального образования, в трехдневный срок в 
письменной форме обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию 
о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом главы 
муниципального образования.
Избирательная комиссия муниципального образования после официального 
опубликования общих итогов выборов проводит регистрацию избранного главы 
муниципального образования и выдает ему удостоверение об избрании при 
условии выполнения им требований, установленных частью первой настоящей 
статьи.

Статья 57. Опубликование итогов голосования и результатов выборов глав 
муниципальных образований 
Итоги голосования на каждом избирательном участке, результаты выборов в 
муниципальном образовании в объеме данных, содержащихся в протоколах 
соответствующих избирательных комиссий, должны предоставляться для 
ознакомления любому избирателю или наблюдателю, а также представителю 
средств массовой информации.
Избирательная комиссия муниципального образования публикует в местной 
печати данные протоколов всех участковых избирательных комиссий 
соответствующего муниципального образования не позднее чем через месяц со дня 
выборов.
Санкт-Петербургская избирательная комиссия публикует в средствах массовой 
информации общие итоги выборов, в том числе данные протоколов всех 
избирательных комиссий муниципальных образований, не позднее чем через месяц 
со дня выборов. Не позднее чем через три месяца со дня выборов Санкт-
Петербургская избирательная комиссия помещает в своем официальном печатном 
органе информацию об итогах голосования, включающую в себя полные данные 
протоколов всех избирательных комиссий.

Глава XI. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Статья 58. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан
Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его 
применения, подлога избирательных документов, заведомо неправильного 
подсчета голосов избирателей или иным путем препятствующие свободному 
осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав 
либо работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, а также 
лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах либо 
совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно 
лица, препятствующие законной деятельности доверенных лиц кандидатов, 
наблюдателей, в том числе иностранных (международных), или проведению 
предвыборной агитации, несут ответственность в порядке, установленном 
законодательством.

Глава XII. Заключительные и переходные положения

Статья 59. Порядок формирования избирательных комиссий в переходный 
период
На период проведения выборов глав муниципальных образований первого 
созыва формирование соответствующих избирательных комиссий муниципальных 
образований производится Санкт-Петербургской избирательной комиссией.

Статья 60. Порядок финансирования выборов глав муниципальных 
образований первого созыва
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов 
глав муниципальных образований первого созыва, осуществляется за счет средств 
бюджета Санкт-Петербурга, если бюджет муниципального образования не 
сформирован.

Статья 61. Вступление настоящего Закона в силу 
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Санкт-Петербурга 						 В.А.Яковлев 

Санкт-Петербург
18 сентября 1997 года
N 152-50

 

в начало страницы  
  Опубликовано на сайте "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге " -
  ©ПРИОР Северо-Запад.
  При использовании информации ссылка обязательна.