АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ 2001 ГОД: статьи, интервью, письма читателей
  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ: что мы потеряли в 2001 году
Половцев И.Н., заместитель председателя Муниципального Совета округа № 7
дата публикации на сайте: 21.01.2002

На всех уровнях власти продолжают говорить о необходимости местного самоуправления, как института демократии и повышения сознательности граждан.
Однако, для того, чтобы понять, насколько эти заявления честны и последовательны, необходимо прежде всего выяснить, как они реализуются на практике.
Реальные дела, реальные законы - вот критерий деятельности депутатов и органов исполнительной власти.
Итак, попытаемся кратко проанализировать изменения в законодательстве Санкт-Петербурга, связанные с местным самоуправлением, произошедшие в 2001 году.
(Прочитать) 

   
“Особенности института собственности в муниципальном праве
Санкт-Петербурга с точки зрения Конституции России
"

Половцев И.Н. (Санкт-Петербург)
дата публикации на сайте: 18.12.2001
Муниципальное право как один из разделов публичного права основывается прежде всего на нормах Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправленния в Российской Федерации" № 154-ФЗ от 28.08.95, а также на действующих до настоящего времени нормах Закона РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" № 1550-1 от 06.07.91.
Принципиальным для муниципального права Санкт-Петербурга стало дополнение пункта 3 статьи 6 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 154-ФЗ Федеральным Законом "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 55-ФЗ от 17.03.97 (в дальнейшем - Закон № 55-ФЗ) вторым абзацем следующего содержания: "в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга." (Прочитать)

“Роль муниципалитетов Санкт-Петербурга в обеспечении экологической безопасности жителей муниципальных образований"
Борисов В.А.
Половцев И.Н.
дата публикации на сайте: 18.12.2001
Органы местного самоуправления, как одна из важнейших составляющих всей конституционной системы России играют в вопросах обеспечения экологической безопасности населения важнейшую роль.
Прежде всего, это связано с тем, какое место занимает самоуправление в системе публичной власти.
Самоуправление - ближайшая к населению власть, в прямую представляющая ее интересы по решению ежедневных проблем каждого жителя, с которыми он сталкивается. (Прочитать)
С.Б.Тарасов: «У каждой ветви власти мера ответственности своя ...»
Интервью главного редактора газеты "Пулковский Меридиан" Александра Белова
с Председателем Законодательного собрания Санкт-Петербурга
Сергеем Борисовичем ТАРАСОВЫМ
дата публикации на сайте: 13.12.2001
      - Сергей Борисович, по закону Санкт-Петербурга город поделен на 111 территориальных единиц - муниципальные образования. Как Вы считаете, эта схема муниципального устройства города идеально подходит для Санкт-Петербурга, или может быть лучше вернуться к варианту, предложенному некоторыми депутатами ЗакСа еще в 1997 г. - создать 24 муниципалитета (по числу районов города) ?
       - Тема муниципального устройства города стала любимой темой всех и вся. Об этом любят говорить многие политики. На прошлой неделе был в Законодательном собрании Геннадий Николаевич Селезнев - председатель Государственной Думы. Он был приглашен на заседание одной из профильных комиссий ЗакСа, которая занимается проблемами местного самоуправления. Г.Н.Селезнев достаточно долго и пространно говорил о местном самоуправлении. Собравшиеся муниципалы ругали и Законодательное собрание, и исполнительную власть Санкт-Петербурга. Но мы-то (депутаты ЗакСа) люди законопослушные. В свое время Госдума приняла поправку Лужкова-Шишлова-Бабурина, которая позволяла двум субъектам Федерации - Москве и Санкт-Петербургу - создать местное самоуправление по своему усмотрению. В Петербурге отцами-основателями МСУ были Дмитрий Козак и Михаил Маневич, которые и предложили схему деления города на 111 территориальных единиц - муниципальные образования. Причем, эта схема и в 1997 году вызывала много вопросов, много критических замечаний, так же, как и сейчас. Думаю, что самое простое - посмотреть муниципалам самим на себя. Вот, к примеру, в моем избирательном округе находятся три Муниципальных совета: № 1, № 2 и № 3. У меня со всеми депутатми местных Советов хорошие отношения, нет никакой вражды, совершенно нормальные отношения. Под конкретные программы я оказываю финансовую помощь муниципалам. Когда же речь идет о преобразовании местного самоуправления, я предлагаю депутатам местного самоупраления объединиться сначала самим в рамках бывшего Октябрьского района, тем более, что есть соответствующий закон СПб. Желающих почему-то не находится. (Прочитать)
Проблемы законодательства в сфере
местного самоуправления в Санкт-Петербурге

Ольга Штанникова
дата публикации на сайте: 30.11.2001
Созданная в 1998 году система местного самоуправления в Санк-Петербурге развивается крайне медленно. Уже видно, что абсолютное равнодушие региональной власти к вопросам местного значения не дает возможности стать питерскому самоуправлению полноценным. За четыре года не создана финансово-экономическая основа местного самоуправления, большинство муниципалитетов влачат нищенское существование. (Прочитать)
Г.Селезнев встретился с питерскими муниципалами
Александр Рабковский
дата публикации на сайте: 30.11.2001
Региональное отделение лево-демократического политического общественного движения «Россия» организовало вчера в Мариинском дворце встречу председателя Госдумы Геннадия Селезнева с представителями петербургских органов местного самоуправления. (Прочитать)
ОБРАЩЕНИЕ
руководителей муниципальных образований Санкт- Петербурга
к Государственной Думе Российской Федерации
по проблемам местного самоуправления в Санкт-Петербурге

дата публикации на сайте: 30.11.2001

Ситуацию, сложившуюся в настоящее время с системой местного самоуправления в Санкт-Петербурге, может исправить только Государственная Дума.

Органы Государственной власти Санкт-Петербурга, не желая мириться с ростом популярности местного самоуправления, его самостоятельностью в решении вопросов местного значения откровенно тормозят их развитие в городе. (Прочитать)

“Проблемы местного самуправления в Санкт-Петербурге”
Г.А. Аракелов,
Союз муниципальных образований Санкт-Петербурга
дата публикации на сайте: 30.11.2001
Органы МСУ Санкт-Петербурга своей деятельностью, с одной стороны, уже завоевали определенный авторитет и доверие населения, а с другой стороны, столкнулись с ситуацией, когда органы государственной власти, не желая мириться с ростом популярности местного самоуправления, его самостоятельностью в решении вопросов местного значения откровенно тормозят процесс развития системы МСУ в городе.(Прочитать)
О влиянии "поправки Шишлова - Лужкова - Бабурина"
на развитие системы местного самоуправления
в Санкт-Петербурге

В.П.Ложечко
Глава муниципального образования № 54)
дата публикации на сайте: 30.11.2001

Известно, что местное самоуправление было введено в Санкт-Петербурге 4 года назад и то лишь по решению суда. Этому предшествовала развернутая в прессе кампания определенной направленности. Если - писали газеты - муниципалам, как требует федеральное законодательство, отдать все хозяйственные вопросы, то на границах муниципальных округов появятся шлагбаумы, транспорт встанет, начнется приватизация детских садов и школ, а затем их перепрофилирование в бизнес центры и казино, жилье разрушится окончательно, а все деньги разворуют. От такой напасти город надо спасать. И спасли - срочно ввели поправку Шишлова - Лужкова - Бабурина в Федеральный Закон "Об общих принципах …", которая "в целях сохранения единства городского хозяйства" предоставляет право городам федерального значения Москве и Санкт -Петербургу своими законами определять три важнейшие составляющие местного самоуправления (п.3 ст.6 ФЗ "Об общих принципах…"):

  • предметы ведения муниципальных образований;
  • объекты муниципальной собственности;
  • источники доходов местных бюджетов.
(Прочитать)
Выступление Н.И.Смоктия,
депутата Муниципального совета округа №8,
на встрече муниципалов г. Санкт-Петербурга
с Г.Н. Селезневым в Мариинском дворце

дата публикации на сайте: 23.11.2001

Уважаемые коллеги!

В своем выступлении я хочу рассмотреть положение с местным самоуправлением в Санкт- Петербурге с позиции председателя комиссии по правопорядку и законности, которым я являюсь в Муниципалитете округа № 8. Главная проблема местного самоуправления в нашем городе это сама Питерская модель МСУ, мало на что похожая. Чрезвычайная раздробленность территории города между 111 муниципальными образованиями, усеченные полномочия, и то, что не разграничены предметы ведения органов самоуправления и администрации города,… все это ведет к дискредитации и уничтожению местного самоуправления в Санкт-Петербурге. (Прочитать)

“О понятии районной администрации”
Половцев И.Н. (Санкт-Петербург)
дата публикации на сайте: 01.09.2001

Многие нормативные акты Санкт-Петербурга содержат термин «районная администрация» или «глава районной администрации».

Четкого понимания, какой орган понимается под этим термином нет. Позиция Администрации Санкт-Петербурга заключается том, что под понятием «районной администрации» необходимо понимать «территориальное управление административного района». Эта позиция основывается на приказе № 49-п Губернатора Санкт-Петербурга, говорящем о переименовании администраций в территориальные управления.

Нам представляется, что этот термин необходимо трактовать по-иному, исходя из природы соответствующих органов власти, с учетом процессов преобразования органов власти, происходивших в конце XX века. (Прочитать)

“Именем Санкт-Петербурга”
обозреватель газеты “Санкт-Петербургские Ведомости” Владимир НОВИКОВ беседует
с председателем Уставного суда доктором юридических наук,
профессором, деканом юридического факультета СПбГУ Николаем КРОПАЧЕВЫМ
дата публикации на сайте: 13.06.2001

Год назад был принят закон об Уставном суде Санкт-Петербурга, вначале нынешнего года новый судебный орган начал свою работу. За это время к нему в городе сложилось двойственное отношение. Горожане, не искушенные в тонкостях взаимодействия властей, зачастую смотрят на постановления Уставного суда, изобилующие прямыми и перекрестными ссылками на федеральные и местные законы, статьи Устава города и Конституции, как на китайскую грамоту (хотя суд защищает именно права жителей города).

У чиновников и депутатов всех уровней Уставный суд, напротив, пользуется неслыханной популярностью (несмотря на то, что суд отменяет их неправомерные решения). В неделю рассматривается по одному-два дела – темпы для судебного органа, призванного толковать законы, рекордные, но поток обращений и жалоб все увеличивается. (Прочитать)

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА:
« Законодательная база деятельности
муниципальных советов Санкт-Петербурга
в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения»

Борисенко С.Э., глава МО № 70,
дата публикации на сайте: 20.04.2001

Мы собрались сегодня обсудить достаточно узкую область деятельности МСУ, но на мой взгляд, невозможно выделить только эту проблему без рассмотрения причин, приведших к теперешнему бедственному положению в Санкт-Петербурге во всех так называемых “вопросах местного значения”.

Поэтому доклад построен следующим образом:
  • в первой части – анализ законодательства и причин отсутствия должной дееспособности МСУ в Санкт-Петербурге;
  • сравнение с московской моделью МСУ;
  • сопоставление предметов ведения Администрации СПб и МСУ;
  • вторая часть - законодательная база обеспечения сан-эпид благополучия на территории СПб и МО и возникающие в связи с этим проблемы;
  • предложение наиболее эффективного пути выхода из ситуации. (Прочитать)
111 округов завели в тупик местное самоуправление в Санкт-Петербурге
Вячеслав Гречкин, председатель профкома ЛОМО,
“Единство” № 12 за 2000 год стр. 18-21
дата публикации на сайте: 10.04.2001
Федеральный закон “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями и др. по вопросам, связанным с социально-трудовой сферой, и, в частности, предусматривает, что законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов  и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.

Однако к настоящему времени в Санкт-Петербурге сложилась ситуация, совершенно не соответствующая нормам Конституции РФ и федерального законодательства, что недопустимо нарушает права и возможности профсоюзов в вопросах социально-трудовой сферы, как и права самих трудящихся. Все управление городским хозяйством, включая вопросы местного значения, осуществляется отраслевой и территориальной администрацией, назначаемой губернатором, которая, не имея эффективной обратной связи с населением, решает вопросы в меру своих интересов и понимания, во многом нарушая права и интересы жителей.

А созданные в Санкт-Петербурге муниципальные советы в состоянии осуществлять лишь весьма малосущественную деятельность, ориентированную на посильные для них, единичные акты гуманитарного характера (в интересах отдельных жителей или самих участников этой деятельности), в пределах незначительных средств, предусматриваемых на это городским бюджетом. Отрицательное отношение населения к их деятельности наглядно продемонстрировало его участие в выборах (около 10%).

Эту ситуацию предопределили принятые Законодательным Собранием Санкт-Петербурга законы, нарушающие основные положения Конституции и законодательства РФ, и направленные на ограничение прав местного самоуправления. (Прочитать)

Первые муниципальные советы свою миссию выполнили
Председатель Комитета по взаимодействию
с органами местного самоуправления
Администрации Санкт-Петербурга Нина Шубина,
“Вестник Администрации Санкт-Петербурга” № 12 за 1999 год стр. 115-118
дата публикации на сайте: 10.04.2001
В начале следующего года истекает срок полномочий депутатов местного самоуправления первого созыва. За два года, прошедших с момента их избрания, “муниципалам”, как теперь называют для краткости представителей МСУ, удалось сделать самое главное – определить место муниципальных советов в структуре городских органов управления и наметить конкретные направления своей деятельности.

В преддверии будущих выборов депутаты МСУ анализируют первые итоги своей работы, намечают проблемы, требующие первоочередного решения, определяют степень своего участия в реализации различных общегородских программ. Обсуждению этих вопросов были посвящены последние заседания городского Совета по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге, о чем редакция попросила рассказать председателя Комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления Администрации Санкт-Петербурга Нину Шубину. (Прочитать)

Каким быть местному самоуправлению?
Александр ГОРЛОВ,
дата публикации на сайте: 02.04.2001

Итак, 26 марта прошли выборы в местные органы власти города. Из 93 муниципальных образований (МО) Санкт-Петербурга, где были назначены выборы, в 26-ти не выбрано ни одного депутата, и выборы признаны несостоявшимися. В 45-ти МО избрано менее двух третей депутатов, что не позволяет начать работу, так как Советы не полномочны принимать решения. Их 1288 депутатов избраны лишь 297! В большинстве МО повторные выборы и довыборы назначены на 25 июня, полномочия до избрания депутатов второго созыва сохранен по закону за депутатами первого созыва.

Многие считают, что местные выборы завершились полнейшим провалом, и в нашем городе налицо кризис местного самоуправления. Выступая в Законодательном Собрании на депутатских слушаниях по результатам выборов МС, председатель Комиссии ЗакСа по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству депутат А.Н.Кривенченко назвал местное самоуправление “ублюдочной системой, химерой, работающей сама на себя, паровозом, имеющим топливо, но не желающим двигаться”. Более чем странно было слышать такую уничижительную характеристику от депутата, возглавляющего комиссию ЗакСа, призванную помочь становлению и развитию местного самоуправления и обеспечить разработку необходимой для этого законодательной основы! (Прочитать)

Об одном аспекте
экономического взаимодействия территорий

Половцев И.Н.,
Начальник финансовой службы округа (местного казначейства) –
главный бухгалтер муниципального образования
Муниципальный округ № 7, Санкт-Петербург
дата публикации на сайте: 07.02.2001
Задача формирования эффективно действующего федеративного государства стоит перед всеми органами власти.
Единое федеративное демократическое государство должно гарантировать всем жителям с одной стороны защиту их жизни и с другой возможность пользоваться всеми правами граждан страны. Все жители должны чувствовать себя гражданами единого сильного государства.
Укрепление федеральной структуры власти очень важна на сегоднешнем этапе.Это как единый хребет, единый стержень, вокруг которого могут соединится все регионы. (Прочитать)
Ярко-зеленый студент на улице – это к порядку
Марина Богданова
дата публикации на сайте: 25.01.2001
Уже три недели студенты петербургских вузов из муниципального отряда правопорядка вместе с сотрудниками 16-го отделения милиции патрулируют Василеостровский район. Они помогают в задержании правонарушителей, проверяют чердаки и подвалы, борются с несанкционированной торговлей. В реализации экспериментального проекта задействованы три стороны: городской комитет по делам семьи, детства и молодежи, РУВД Василеостровского района и муниципальный совет округа № 7. Более подробно о новой программе корреспонденту «НВ» рассказал заместитель начальника Василеостровского РУВД подполковник милиции Вадим ЕВДОКИМОВ. (Прочитать)
Архив публикаций: 1999, 2000.
в начало страницы  
  Опубликовано на сайте "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге " -
  ©ПРИОР Северо-Запад.
  При использовании информации ссылка обязательна.