АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ 2003 ГОД: статьи, интервью, письма читателей
 
  Муниципальные образования второго уровня в Санкт-Петербурге
Г. М. Хитров, доцент СПбГУ
дата публикации на сайте: 19.12.2003

Хотя статья посвящена частному вопросу реформы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, мне все равно придется сначала подняться на вершины абстракции и начать с определений исполнительной и представительной ветвей власти. Затем оглядеться по сторонам, после чего спуститься на петербургскую землю и только тогда приступить к рассмотрению темы вынесенной в заголовок статьи.
Итак, начну с определений, заранее предупреждая читателя, что статья не претендует на окончательное решение вопроса, она лишь приглашение проследовать намеченным путем и прийти к собственным выводам.
(Прочитать)

  Победителей не судят?
Г. М. Хитров, доцент СПбГУ
дата публикации на сайте: 14.12.2003

Судят, еще как судят! Конечно, не в прямом смысле. И, точнее, не судят, а обсуждают, осмысливают, чем обернется победа одних для других и для тебя лично, для твоего дела.
Речь, понятно, идет о победе партии "Единая Россия" на выборах в Государственную Думу и о том, чем это обернется для местного самоуправления в Санкт-Петербурге.
(Прочитать)

  Вместе с Президентом?
Г. М. Хитров, доцент СПбГУ
дата публикации на сайте: 2.12.2003

К написанию данной статьи меня подтолкнул лозунг (девиз) - "Вместе с Президентом!" партии "Единая Россия" на последних думских выборах, точнее его несоответствие действительности у нас в Санкт-Петербурге в отношении местного самоуправления (поскольку статью я пишу для сайта "Местное самоуправление", то вполне резонно ограничиться именно сферой местного самоуправления).
Всем известно, сколько внимания Президент уделяет местному самоуправлению вообще и конкретно местному самоуправлению в Санкт-Петербурге. Так в августе 2000 года была принята поправка Президента к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", касающаяся особенностей организации этого института власти в Москве и Санкт-Петербурге. Поскольку же поправок к упомянутому закону накопилось к тому времени слишком много, и потеряло всякий смысл "латать тришкин кафтан" и далее, то Президент выступил с инициативой и внес новый проект закона о местном самоуправлении, который уже принят и вступит в полную силу с 1 января 2006 года. Сейчас мы находимся в "переходном периоде" вступления этого закона в силу.
Если ограничиться только сферой местного самоуправления, то лозунг "Вместе с Президентом!" для членов партии "Единая Россия" означает не просто выполнение обязательного для всех граждан закона, но и деятельного творческого отношения к устранению всех препятствий на пути реализации этого закона. Но этого-то как раз и не видно.
(Прочитать)

  Муниципалы активизируются
Г. М. Хитров, доцент СПбГУ
дата публикации на сайте: 8.10.2003

Незадолго до принятия Государственной Думой проекта федерального закона о местном самоуправлении в третьем чтении на сайте были опубликованы две статьи главы МО № 47 Широкова Петра Ивановича. Первая статья - "Исторический путь местного самоуправления" содержит как экскурс в историю российского местного самоуправления, так и взгляды автора на предстоящую реформу этого властного института в Санкт-Петербурге. Вторая статья - это интервью Петра Ивановича в связи с выборами губернатора Санкт-Петербурга, где он развивает свои взгляды на будущее нашего питерского самоуправления, отвечая на одноименный вопрос журналиста.
(Прочитать)

  Степень зрелости демократии в обществе определяется выбором в предоставленных возможностях
Г. М. Хитров, доцент СПбГУ
дата публикации на сайте: 17.09.2003

Речь в статье пойдет о питерском обществе и предоставленной ему возможности выбора пути развития на своей территории местного самоуправления.
В качестве предпосылок статьи использую широко известные утверждения и факты. Так утверждение о том, что "органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя", есть одно из основных положений Европейской хартии о местном самоуправлении.
Факт существования так называемой поправки Шишлова-Лужкова-Бабурина, предоставившей в 1997 году Санкт-Петербургу самому выбрать в рамках закона подходящую для себя форму местного самоуправления, тоже широко известен.
(Прочитать)

  Демократия и местное самоуправление
Г. М. Хитров, доцент СПбГУ
дата публикации на сайте: 17.09.2003

В соответствии с Европейской хартией о местном самоуправлении органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя. Поскольку на плохом фундаменте не построишь хорошего, тем более долговечного здания, то буду исходить из того, что о степени демократического преобразования России судят в первую очередь по развитию в ней местного самоуправления. Надеюсь, читатель понимает, что в рамках короткой статьи не осветить столь обширную проблему как взаимоотношение демократии и местного самоуправления. Автор и не стремился к этому. Сказанное не означает, что в таком случае эту проблему не следует и рассматривать. Наоборот, что бы сделать Россию действительно демократической страной, нужно чтобы указанная проблема, ее видение, освещалась с различных точек зрения как можно большим числом авторов. Оправдав таким образом появление этой статьи, я перейду к изложению своего видения небольшой части этой проблемы.
(Прочитать)

  В Санкт-Петербурге выборы
Интервью Главы МО № 47 П.И.Широкова
газете" Пулковский меридиан" №5-6, 2003
дата публикации на сайте: 01.09.2003

После знойного июля осень и зима в городе ожидаются такими же жаркими, но уже в политических сферах.
21 сентября состоятся выборы губернатора Петербурга, в 3-м квартале Законодательное Собрание попытается получить ответ граждан об их отношении к модели местного самоуправления на уровне традиционно сложившихся городских районов, а в конце года ожидается большой забег кандидатов и политических партий на заветные места в Государственную Думу Российской Федерации.

(Прочитать)

  Исторический путь местного самоуправления
Статья Главы МО № 47 П.И.Широкова,
опубликованная в газете" Пулковский меридиан" №3-4, 2003
дата публикации на сайте: 01.09.2003

В Петербурге в соответствии с Европейской Хартией о местном самоуправлении создана муниципальная петербургская модель. За пять с половиной лет местная власть, беру на себя смелость утверждать, заняла определенную нишу в решении некоторых проблем жизнеобеспечения горожан.
Я не считаю, что сложившаяся сегодня система местного самоуправления, - законченное и сформировавшееся образование. Мы продолжаем искать оптимальную модель стратегии развития местной власти с приемлемым объемом полномочий, но без нарушения целостности организма городского хозяйства.
(Прочитать)

  Хотели как лучше, а получилось как всегда!
(опыт критики)

Г. М. Хитров, доцент СПбГУ
дата публикации на сайте: 20.05.2003

Чтобы наши писания на сайте не были похожи на монологи глухих, давайте хоть изредка откликаться на статьи друг друга. После весьма продолжительного времени, в течение которого раздел "Публикации" обновлялся только моими статьями, появление в разделе госпожи Архиповой со своей статьей "Эффективность деятельности органов МСУ в Санкт-Петербурге - основные проблемы" было приятной неожиданностью. После продолжительного одиночества - появление живого человека … Короче, сразу же захотелось пообщаться.
(Прочитать)

  Эффективность деятельности органов МСУ в Санкт-Петербурге – основные проблемы
М.Н.Архипова
дата публикации на сайте: 06.05.2003

Прежде, чем начать разговор об эффективности деятельности МСУ в Санкт-Петербурге, следует отметить, что в настоящее время не существует четко сформулированных, законодательно установленных критериев эффективности муниципального управления в различных сферах (экономической, политической, социальной и др.). Чаще всего, говоря об эффективной деятельности органов МСУ, учитывают экономические показатели, например, такие как полнота исполнения ОМСУ предписанных законом полномочий и процентное отношение доли местного бюджета, расходуемой на их содержание к бюджету в целом. Это объясняется тем, что экономические показатели наиболее легко вычисляемы и сравнимы, тогда как оценка деятельности в иных сферах (по сути, не менее важных) производится на основе экспертных оценок.

На мой взгляд, на пути к эффективной деятельности перед органами МСУ в Санкт-Петербурге стоит множество проблем, которые, с одной стороны, являются отражением проблем становления МСУ в Российской Федерации в целом, с другой стороны, имеют специфический характер, обусловленный положением Санкт-Петербурга как города федерального значения.
(Прочитать)

  О демократической и имперской традициях северо-запада России
Г.М. Хитров,
доцент СПбГУ
дата публикации на сайте: 07.04.2003

Редколлегия сайта "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге" изменила адрес своего сайта с июля 2002 года. Старый адрес, т.е., www.municip.nw.ru, оставлен для будущего сайта "Местное самоуправление на Северо-Западе России", который сейчас находится в стадии разработки. Редколлегия "Местного самоуправления в Санкт-Петербурге" была бы еще более щедрой, если бы в разделе "История местного самоуправления" начала бы публикацию материалов по истории самоуправления на северо-западе России. Эти материалы затем можно было бы или скопировать или вообще передать на новый сайт. Дело в том, что с северо-западом связана как демократическая, так и имперская традиции России. Носителями демократической традиции являлись древние Великий Новгород и Псков, а представителем имперской традиции является бывшая столица Российской империи город Санкт-Петербург. Санкт-Петербург и ныне является столицей, точнее центром как Северо-Западного федерального округа, так и более узкого Северо-Западного экономического района. В состав обоих образований входят нынешние Великий Новгород и Псков.
(Прочитать)

  Местное самоуправление и СМИ
Г.М. Хитров,
доцент СПбГУ
дата публикации на сайте: 01.04.2003

Новые положения в проекте закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", связанные с публичными слушаниями (статья 28), могут стать очередной профанацией самоуправления и активности населения, если не развивать культуру активности населения. Если цель публичных слушаний только в информировании населения об уже принятых решениях или о принимаемых решениях, на которые население не может повлиять, то не стоило и "огород городить". Если цель - информировать население только на публичных слушаниях о принимаемых решениях, на которые оно может влиять, то это слишком узко, поскольку в слушаниях могут принимать лишь ограниченное число участников.
(Прочитать)

  Как сделать население гордым? - или - почему нужно развивать местное самоуправление?
Г.М. Хитров,
доцент СПбГУ
дата публикации на сайте: 24.03.2003

Вы наблюдали зимой какую-нибудь бездомную голодную собаку, бегущую вдоль тротуара с мордой, опущенной до самой земли? Шерсть грязная, свалялась какими-то немыслимыми клоками, взгляд тусклый, временами злобный, чаще никакой. Сравните теперь с образом собаки из рекламы собачьего корма - голова гордо поднята, шерсть блестит, вся дышит энергией, взгляд настороженно-восторженный, любопытный. Я не касался образа собаки на цепи, оба приведенные образы - образы свободных собак. Но какая разная свобода!
Хотя человек не собака, но я взял эти образы для того, чтобы быстрее и доходчивее перейти к теме заголовка статьи. Наше население чем-то сродни первому образу - я имею в виду взгляд у большинства населения - тусклый, отрешенный и упертый в землю. Я не буду касаться вопросов сытости в сравниваемых образах, тогда мне трудно будет перейти к другой теме заголовка - теме самоуправления. Я попытаюсь объяснить, исходя из проблемы местного самоуправления, - почему взгляд нашего населения уперт в землю? Выяснив причину последнего, мы приблизимся к ответу на вопрос - как сделать население гордым, точнее как ему помочь оторвать взгляд от земли?
(Прочитать)

 
  Спешу поделиться своим открытием
Г.М. Хитров,
доцент СПбГУ
дата публикации на сайте: 17.02.2003

Придерживаясь принципа - "хочешь иметь дело с западом - смотри в оба", я, наконец-то, преодолел в себе (пусть и не до конца) антизападные предубеждения, которые появились у меня из-за расширения НАТО на восток, и решил поближе познакомиться с западными документами по местному самоуправлению. Естественно, я начал знакомство с "Европейской хартии о местном самоуправлении", и затем обнаружил проект "Рекомендаций Комитета Министров странам-членам Совета Европы по финансовому и бюджетному менеджменту на местном уровне" (http://rels.obninsk.com/forum/CEurope.htm). Оба документа произвели на меня сильное впечатление. Я обнаружил, что создатели нового проекта нашего закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" многое позаимствовали из этих документов. По крайней мере, то, за что я высоко оценил наш проект - за дальнейшее развитие демократии, есть отчасти и более внимательные заимствования.
(Прочитать)

 
  Дальнейшее развитие местного самоуправления в Санкт-Петербурге будет содействовать и дальнейшему развитию СПбГУ
Г.М. Хитров,
доцент СПбГУ
дата публикации на сайте: 11.02.2003

В своей прошлой статье я говорил, что она обращена в первую очередь к тем, кому "за державу обидно". Я и не подозревал, что накануне появился "Меморандум Серафимовского Клуба" (http://www.regnum.ru/allnews/80279.html), который показал, что множество граждан, кому "за державу обидно", далеко не пусто. Инициаторы создания клуба заявили, что "Серафимовский Клуб … создается для обсуждения ключевых вопросов жизни страны, для выработки и продвижения осмысленных решений этих вопросов". Очень жаль, что среди перечисленных в меморандуме "ключевых вопросов жизни страны", не нашлось места вопросам о местном самоуправлении. Порадуемся все же тому, что некоторые другие ключевые вопросы не остались без внимания, и продолжим после некоторого отступления заниматься дальше обсуждением вопросов о местном самоуправлении.
(Прочитать)

  Нужно не только приближать власть к населению, но и население к власти
Г.М. Хитров,
доцент СПбГУ
дата публикации на сайте: 28.01.2003

Нужно не только приближать власть к населению, но и население к власти Одно из определений демократии следующее: демократия - это диктатура закона в отличие от диктатуры тирана или кучки олигархов. Однако если в законодательстве бардак, то и демократия превращается в бардак. Таким образом, интеллигенция, которая не на словах, а на деле желает установления демократии в стране, должна в первую очередь вскрывать и помогать устранять противоречия в законодательстве. Сколь бы многочисленной (хотя это случается весьма редко) не была мыслящая часть населения в управлении, все равно большая часть мыслящего и, главное, совестливого населения находится вне него.
(Прочитать)

  Сами мы местные...
Борис Вишневский,
политолог, эксперт Государственной Думы
дата публикации на сайте: 21.01.2003

Президент внес в Госдуму новую версию закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Это - уже третья версия за последние 12 лет (первая была принята в 1991 году, вторая - в 1995 году), и вновь - серьезно отличающаяся от предшествующих. В общем, третья "муниципальная революция" - которую авторы предпочитают называть муниципальной реформой…
Главный разработчик проекта, замглавы президентской администрации Дмитрий Козак излучает оптимизм, и заявляет, что обсуждения с лидерами думских фракций "не предвещают серьезных угроз для концепции законопроекта". Угроз действительно нет - даже те фракции, которые традиционно выступают критиками правительства, заявляют о поддержке концепции Козака, отмечая лишь отдельные недостатки. И можно уверенно прогнозировать принятие закона о муниципальной реформе. Но столь же уверенно можно прогнозировать и то, что в результате этой реформы положение станет еще хуже, чем сейчас.
(Прочитать)

  Штрихи к проекту реформы местного самоуправления
Г.М. Хитров,
доцент СПбГУ
дата публикации на сайте: 17.01.2003

Местное самоуправление в России находится на обезьяньем уровне. Вероятно поэтому оно не находит должной поддержки у населения. Столь резкое заявление несомненно требует пояснения. Начну со словаря, хотя бы со "Словаря русского языка" С. И. Ожегова. Возьмем слово "обезьянничать". В словаре значится: обезьянничать - слепо подражать кому-нибудь, перенимая манеру поведения. В отношении самоуправления в России можно сказать, что мы копируем его с запада, копируем внешне, по-обезьяньи. Создав структуры местного самоуправления, мы не наделили их должными властными полномочиями и финансами. Среди населения бытует мнение, что нынешнее местное самоуправление в России создано лишь для того, чтобы наши демократы могли понравиться западу и могли обмануть хотя бы западную общественность относительно сути происходящих здесь реформ, выдавая их за демократические. Если бы мы и вправду захотели ввести у себя самоуправление, то мы должны были бы начать с объяснения населению, зачем оно нужно, почему без него нельзя обойтись. Т.е. должны были бы осознанно вести агрессивную пропаганду, объясняющую сущность местного самоуправления. Если в качестве чуть ли не единственного аргумента необходимости местного самоуправления выдвигается аргумент - "Оно нам необходимо, потому, что есть на западе", то и отношение к нему соответствующее. Живем-то мы не как на западе.
(Прочитать)

в начало страницы  
  Опубликовано на сайте "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге " -
  ©ПРИОР Северо-Запад.
  При использовании информации ссылка обязательна.