ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Г.Ф. Аракелов
Союз муниципальных образований
Санкт-Петербурга

Органы МСУ Санкт-Петербурга своей деятельностью, с одной стороны, уже завоевали определенный авторитет и доверие населения, а с другой стороны, столкнулись с ситуацией, когда органы государственной власти, не желая мириться с ростом популярности местного самоуправления, его самостоятельностью в решении вопросов местного значения откровенно тормозят процесс развития системы МСУ в городе.

Система местного самоуправления в Санкт-Петербурге как институт власти и неотъемлемый элемент конституционного строя находится в стагнирующем положении. Об этом постоянно и безуспешно высказываются руководители муниципальных образований на конференциях, совещаниях, в СМИ.

Такую возможность органам государственной власти дает особый статус Санкт-Петербурга как города федерального значения и специальная "поправка Шишлова. Бабурина, Лужкова" к Федеральному Закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", лишившая самостоятельности петербургские муниципальные образования и породившая двоевластие в городе.

Под предлогом "сохранения единства городского хозяйства" городские, власти отказывают муниципалитетам в передаче даже сугубо локальных функций и предметов ведения местного значения, делая само их существование бессмысленным. Несомненно, это дискредитирует в глазах населения не только муниципальную, но и любую другую власть как элемент конституционного строя.

Несоответствие законов Санкт-Петербурга Федеральным Законам парализует работу органов местного самоуправления по предметам ведения и источникам финансирования. Например:

  1. Доля минимально необходимых расходов МО в расходах бюджета СПб в 2001 году составляет 1,1%, в 2002 году планируется - 1,34%, в то время как муниципальная доля в консолидированном федеральном бюджете на 2000 год составляет 24,5% по доходам и 32,1% по расходам. При общем профиците городского бюджета Санкт-Петербурга из года в год растет число "дефицитных" муниципальных образований.
  2. Возложив на органы МСУ по предметам ведения "ремонт и озеленение придомовых и внутридворовых территорий", законодатели Санкт-Петербурга в проекте бюджета на 2002 год планируют местному самоуправлению - 13%, передавая 87% финансовых средств на исполнение этой функции Комитету по содержанию жилищного фонда, при этом ориентируя жителей в средствах массовой информации на ответственность муниципалитетов в решении данных вопросов.
  3. Федеральным законодательством установлено распределение поступлений от налога с продаж: 60% в местные бюджета и 40% - в региональные. Законом Санкт-Петербурга это соотношение изменено: 8% - в местные бюджеты и 92% - в городской.
  4. Согласно Федеральному Закону № 110-ФЗ от 06.08.2001 сумма налога на прибыль в 2002 году должна по налоговой ставке 2% зачисляться в местный бюджет, однако в проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2002 год этот источник дохода органов местного самоуправления отсутствует.
  5. Согласно п.п. 11 ст. 8 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" предметом ведения муниципальных образований является "обеспечение санитарного благополучия населения". Однако средства, взимаемые с квартиросъемщиков за санитарную уборку территории, поступают в Комитет по содержанию жилищного фона, который не обеспечивает качественно и своевременно оплаченную населением услугу, при этом массовые жалобы населения поступают в органы местного самоуправления.
  6. Муниципальная собственность в Санкт-Петербурге отсутствует (за исключением приобретенных муниципалами оргтехники, мебели).
  7. На федеральном уровне необходимо обеспечить исполнение гарантий в реализации конституционных норм органам местного самоуправления Санкт-Петербурга на строго определенный и долгосрочный минимум полномочий, прав и обязанностей, а также финансовых средств для выполнения ими своих обязанностей, которые не могут быть сокращены законами субъектов федерации, а только расширены ими.
    Этот минимум должен предусматривать:

    - жесткий перечень предметов ведения, которые являются исключительной прерогативой ОМСУ в формулировке Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления". Исключить возможность вмешательства субъекта федерации в эти полномочия, выполнения им хотя бы частично этих полномочий, финансирования их из городского бюджета;

  • объекты государственной собственности, подлежащие обязательной передаче в ведение ОМСУ;
  • закрепление за муниципальными образованиями городов федерального значения всего перечня налогов и сборов, определенного Налоговым Кодексом в качестве местных, а по налогам, распределяемым между уровнями бюджетной системы - минимального процента, отчисляемого в местные бюджеты; исключить возможность изъятия их у ОМСУ законами субъектов федерации;
  • минимальную долю, которую должны составлять доходы местных бюджетов в консолидированном бюджете субъекта федерации;
  • право ОМСУ на участие в бюджетном процессе субъекта федерации в части, касающейся муниципальной составляющей бюджета, и формы такого участия.

    Следует также разработать и законодательно утвердить долгосрочную программу развития местного самоуправления в городах федерального значения с указанием конкретных лиц, ответственных за исполнение каждого ее пункта.

    Не претендуя на исключение п.З ст.6 Федерального Закона № 154-ФЗ от 28.08.95. требуется его конкретное толкование, четкое определение предметов ведения органов МСУ, исключающее двусмысленность и произвол.

    Объекты муниципальной собственности не могут определяться законами субъекта федерации, поскольку ОМСУ. как любое юридическое лицо. вправе приобретать и создавать объекты собственности без санкции или утверждения субъектом федерации.

    Может быть выходом из данной ситуации послужит разработка и принятие Государственной Думой специального закона "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге", где в ясных, точных и не допускающих двойного толкования формулировках были бы зафиксированы полномочия и компетенция органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Федерации по каждому предмету ведения, источникам их полноценного, долгосрочного финансирования.

    Мы готовы участвовать в разработке проекта этого Закона для участия в его обсуждении, так как он определит дальнейшую судьбу местного самоуправления в Санкт-Петербурге.

в начало страницы  
  Опубликовано на сайте "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге " -
  ©ПРИОР Северо-Запад.
  При использовании информации ссылка обязательна.