Реализация системы учебного и информационно-консультационного сопровождения деятельности муниципальных образований на Северо-Западе России

Н.В. Борисов, И.Н. Половцев, В.А. Фомичев, А.В. Чугунов, В.М. Шеломов
Санкт-Петербург

В июле 2001 года Правительство России явно обозначило новый этап на пути построения информационного общества. И этот этап связан с реализацией в 2002-2010 годах Федеральной целевой программы "Электронная Россия". Основной целью программы являются повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления, создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации, расширение подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей национальных информационных ресурсов. В качестве одного из направлений работ по программе значится - "Модернизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)" (3-е направление Программы). Вполне естественно, что столь амбициозные задачи могут быть решены лишь при использовании наработок и опыта проектов и региональных программ информатизации, реализующихся в настоящее время.

Интернет и местное самоуправление в Санкт-Петербурге: этапы формирования информационной среды

В Санкт-Петербурге с 1999 года в рамках инициативной деятельности Междисциплинарного центра СПбГУ и Муниципального совета №8 начала создаваться межмуниципальная информационная среда на основе использования интернет-технологий. На первом этапе осуществления этого проекта, была подготовлена пилотная версия веб-сайта “Местное самоуправление в Санкт-Петербурге” (www.municip.nw.ru), который в феврале 1999 года был открыт для широкого доступа. Телекоммуникационная поддержка проекта с самого начала обеспечивалась Региональной объединенной компьютерной сетью образования, науки и культуры Санкт-Петербурга (РОКСОН), что дало муниципальным советам возможность доступа в Интернет через эту научно-образовательную корпоративную сеть.

С открытием сайта активизировалась “просветительская” деятельность, то есть ознакомление работников муниципалитетов с возможностями, которые может дать Интернет местному самоуправлению была проведена серия семинаров “Интернет и местное самоуправление”, в которых участвовали представители 35 петербургских муниципалитетов.

Следующий этап - обучение информационным технологиям Интернета с учетом специфики муниципальной деятельности. В течение 1999 года прошли обучение и получили сертификаты об освоении навыков работы в Интернете представители 10 Муниципальных округов Санкт-Петербурга.

Тем самым, в 1999-2000 годах работа по внедрению интернет-технологий в деятельность муниципальных образований Санкт-Петербурга развивалась по двум направлениям: отработка методик создания муниципальных сайтов, поддерживающих связь с населением и пропаганда этого опыта среди работников органов местного самоуправления.

В 2000 году к этой деятельности подключился Муниципальный совет округа №7 и началась активная отработка технологий представления информации на примере двух пилотных округов. Постепенно росла центральная часть сайта (с общей информацией о местном самоуправлении в Санкт-Петербурге, аналитической информацией и новостями) и разделы, представляющие муниципальные округа №7 и №8. Развитие этих разделов привело к осознанию того факта, что полная унификация их структуры невозможна и следует перейти к практике создания отдельных сайтов муниципальных образований при сохранении центральной части в виде межмуниципального ресурса "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге". Следует также подчеркнуть, что эта работа велась и ведется на хозрасчетной основе: муниципальные советы заключают договор с Междисциплинарным центром СПбГУ (МЦ СПбГУ) на разработку композиционно-графической модели сайта и его сопровождение. МЦ СПбГУ располагает не только современной телекоммуникационной инфраструктурой (опорный телекоммуникационный узел научно-образовательной сети РОКСОН), высокоскоростными каналами связи в Санкт-Петербурге (100 Мбит/сек.), с российскими (10 Мбит/сек.) и зарубежными (4 Мбит/сек.) сетями, но и высококвалифицированным персоналом и преподавателями-экспертами. Это обеспечивает возможность реализации следующего подхода к разработке и сопровождению интернет-ресурсов для муниципальных образований:

(а) согласование технического задания и заключение договора между муниципальным советом и МЦ СПбГУ;

(б) разработка сайта и его сопровождение силами МЦ СПбГУ, предоставление совету доступа в Интернет и выделение почтовых ящиков (для муниципального совета и индивидуальных для сотрудников и депутатов) в домене municip.nw.ru;

(в) постепенное привлечение к этой работе сотрудников советов, их обучение, консультации и переход к смешанной схеме сопровождения сайта, когда представитель совета осуществляет редактирование имеющейся на сайте информации, подготовку и самостоятельное размещение новых текстов на сайте, а представитель МЦ СПбГУ обеспечивает контроль за соблюдением технологий, исправление ошибок, консультации, внедрение новых технологий и т.п.;

(г) переход на полностью самостоятельное сопровождение сайта советом (МЦ СПбГУ отвечает за чисто технологические вопросы: выделение дискового пространства на веб-сервере, обеспечение электронной почтой, доступом в Интернет и др.).

Естественно, что в последнем случае муниципальный совет перестает оплачивать работы по сопровождению сайта, однако ему придется вкладывать в эти работы средства, но только теперь через оплату своих специалистов в области ИКТ. Важным аспектом, позволяющим надеяться на жизнеспособность этого подхода, является постепенное расширение круга специалистов, занимающихся информационным сопровождением деятельности местного самоуправления и создание постоянно действующей консультационной группы по этим вопросам. Такой подход  позволяет привлекать к работам по совершенствованию создаваемой региональной информационной системы партнеров, уже создавших свои сайты и следовательно располагающих необходимыми техническим и кадровым потенциалом для их информационного сопровождения. В этом варианте с партнером заключается соглашение о сотрудничестве и сайт размещается на телекоммуникационном узле бесплатно, но с условием самостоятельного обновления информации и включения в совместную работу по развитию информационной системы.

В середине 2000 г. работа по развитию информационной системы "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге" активизировалась и толчком послужило начало реализации проекта "Стратегическое управление муниципальным образованием (курс дистанционного обучения)". Проект был поддержан Фондом "Евразия" и выполнялся в МЦ СПбГУ совместно с Кафедрой государственного и муниципального управления факультета менеджмента.

Параллельно с выполнением проекта и разработкой системы дистанционного обучения осуществлялась деятельность по проработке основных положений "Программы создания системы учебного и информационно-консультационного сопровождения деятельности муниципальных образований Северо-Западного региона России". Следует отметить, что в этой работе максимальную активность проявляли представители муниципальных образований, которые являлись слушателями курса дистанционного обучения.

Весной 2001 г. Программа была вынесена на общественное обсуждение. Предварительный текст Программы был анонсирован на учебном семинаре в Муниципальном образовании "г. Ломоносов" (апрель 2001 г.) и учебно-практическом семинаре, проведенном в июне под эгидой Конгресса муниципальных образований Российской Федерации (КМО РФ). В июне 2001 г. состоялось совместное заседание комиссии по информатизации КМО РФ и рабочей группы Муниципальной палаты СПб, на котором было завершен первый этап обсуждения проекта Программы и сформулированы предложения по приоритетным направлениям работы в сфере информатизации органов местного самоуправления в Северо-Западном федеральном округе.

Цели, задачи и направления работ в рамках Программы

Цель региональной программы – учебно-консультационная и информационная поддержка местного самоуправления в Северо-Западном федеральном округе РФ как инструмента укрепления российского гражданского общества и демократических реформ.

В рамках Программы будут решены следующие задачи:

-создание на Северо-Западе России системы учебного и информационно-консультационного сопровождения деятельности муниципальных образований на основе использования современных интернет-технологий;

- представление в Интернете информации о деятельности муниципальных образований, расположенных в Северо-Западном Федеральном округе, содействие в организации межмуниципальных баз данных;

-создание механизмов эффективного взаимодействия между населением и органами местного самоуправления.

Предполагается, что создаваемая структура будет динамично реагировать на развитие системы местного самоуправления в России в условиях формирования информационного общества и предоставлять органам местного самоуправления учебную и актуальную информационно-консультационную поддержку, включая доступ к базам данным, электронным библиотекам, системам дистанционного обучения и консультирования.

Для решения этих задач в рамках Программы работы организуются по следующим основным направлениям:

1. Организационно-методическая деятельность

1.1. Инициирование, участие в разработке и реализации региональных концепций и программ информатизации местного самоуправления, проектов в области развития технологий информационного общества в Северо-Западном регионе России, участие в проработке российских концепций и программ.

1.2. Координация деятельности с учебными и информационными центрами местного самоуправления в других регионах, государственными информационно-аналитическими службами на региональном и федеральном уровне.

1.3. Аккумулирование российского и зарубежного опыта работы в области развития местного самоуправления. Создание и обеспечение широкого использования баз данных и электронных библиотек.

1.4. Поиск источников финансирования, подготовка и реализация региональных, российских и международных проектов. Привлечение средств федеральных и региональных программ, некоммерческих, коммерческих и общественных организаций к реализации региональных и местных программ информатизации.

2. Учебно-консультационная деятельность

2.1. Реализация систем и внедрение технологий дистанционного обучения и консультирования по вопросам местного самоуправления.

2.2. Разработка методик интерактивных тренингов по актуальным проблемам развития местного самоуправления и местных сообществ, технологий межсекторального социального партнерства, отработка технологий дистанционного тестирования и консультирования.

2.3. Создание баз данных и справочников учебных программ и курсов, ориентированных на обучение и повышение квалификации сотрудников органов местного самоуправления Северо-Западного региона и их представление в Интернете.

2.4. Создание консорциума учебных, тренинговых и консалтинговых организаций заинтересованных в создании комплексной системы дистанционного обучения представителей муниципальных образований на Северо-Западе России.

3. Информационно-технологическая деятельность

3.1. Разработка и внедрение в практику деятельности органов местного самоуправления современных технологий представления информации в Интернете, технологий коллективной работы и взаимоиспользования информационных ресурсов в глобальных и корпоративных компьютерных сетях.

3.2. Создание и обеспечение функционирования распределенной системы информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, ассоциаций и объединений муниципальных образований на Северо-Западе России.

3.3. Реализация системы интерактивной связи органов местного самоуправления с населением и структурами формирующегося гражданского общества, органами государственной власти и управления, средствами массовой информации.

3.4. Разработка и реализация технологий общественного участия в деятельности органов местного самоуправления, развитие межсекторального социального партнерства, включая использование возможностей Интернета.

3.5. Интеграция муниципальных информационных ресурсов с комплексными геоинформационными системами, представляющими аналитическую информацию о состоянии территории МО.

4. Информационно-телекоммуникационная деятельность, формирование корпоративной межмуниципальной сети

4.1. Проектирование телекоммуникационных систем и обеспечение подключения органов местного самоуправления к Интернету через опорные узлы научно-образовательной сети РОКСОН и других региональных сетей;

4.2. Реализация телекоммуникационных систем на базе интранет-технологий.

Продвижение Программы и создание партнерства организаций, заинтересованных в ее реализации

Необходимо подчеркнуть, что Программа создания системы учебного и информационно-консультационного сопровождения деятельности муниципальных образований Северо-Запада России реализуется под эгидой Конгресса муниципальных образований Российской Федерации. В качестве базовой организации (обеспечивающей информационно-технологическое сопровождение программы) определен Междисциплинарный центр дополнительного профессионального образования СПбГУ, а в качестве базовой телекоммуникационной инфраструктуры - Региональная объединенная компьютерная сеть образования, науки и культуры Санкт-Петербурга и Северо-Запада России (сеть РОКСОН СЗ).

Текст Программы представлен на сайте "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге" (www.municip.nw.ru) и с мая 2001 г. ведется работа по ее реализации за счет разных источников финансирования, в том числе бюджетов муниципальных образований. Заинтересованность в осуществлении работ по отдельным направлениям Программы высказали следующие организации:

- Конгресс муниципальных образований Российской Федерации (Комиссия по информатизации);

- Союз городов Северо-Запада России;

- Муниципальная палата Санкт-Петербурга;

- Московский общественный научный фонд;

- Всероссийский центр муниципальной информации;

- Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр";

- Санкт-Петербургский гуманитарный и политологический центр "Стратегия"

- Институт развития информационного общества;

- Центр информационных исследований (УИС РОССИЯ);

- Центр научных телекоммуникаций Санкт-Петербургского Научного Центра РАН.

Следует отметить, что коллектив разработчиков региональной программы координирует усилия с общероссийскими программами, в частности, члены рабочей группы приняли активное участие в обсуждении проекта Федеральной целевой программы "Электронная Россия" - были сформулированы замечания и дополнения к проекту, относящиеся к информатизации местного самоуправления. Следует также отметить, что большая часть из этих дополнений была учтена в ее окончательной редакции.

Важной составной частью Программы является создание партнерства организаций, заинтересованных в реализации ее отдельных сегментов, что позволяет достичь синергетического эффекта и осуществлять текущую деятельность в рамках локальных проектов. В качестве примера можно привести сотрудничество с Международным центром социально-экономических исследований "Леонтьевский центр" по двум направлениям: консультационная поддержка курса дистанционного обучения для представителей органов местного самоуправления (www.citystrategy.leontief.ru) и стыковка Единой справочно-информационной системы "Развитие территории и недвижимости Санкт-Петербурга” (statedevelopment.spb.ru) с информационной системой "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге" (www.municip.nw.ru).

Разработчики Программы осуществляют деятельность по ее продвижению и нахождению источников финансирования.

В частности, в июле 2001 г. Программа была представлена на совещании-семинаре "Санкт-Петербургский региональный портал развития" организованном в рамках проекта "Российский портал развития" (www.russia-gateway.ru) и посвященном обсуждению перспектив создания Санкт-Петербургского регионального портала развития как информационного сегмента РПР и формирования партнерства власти, бизнеса, научно-образовательного сообщества и неправительственных организаций в Санкт-Петербурге. На этом совещании были представлены и обсуждены локальные проекты организаций-партнеров. В результате обсуждения было отмечено, что активное внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в деятельность муниципальных советов отвечает базовым целям программы "Партнерство для развития информационного общества в России". Проекты направленные на создание региональной межмуниципальной базы данных и реализации системы дистанционного обучения и консультирования для органов местного самоуправления Северо-Запада России были рекомендованы для включения в сводную заявку для получения финансирования по линии Всемирного Банка.

В ноябре 2001 г. на круглом столе "Федеральная целевая программа "Электронная Россия" и перспективы внедрения технологий информационного общества в практику государственного и муниципального управления" прошедшем в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках Всероссийской объединенной конференции "Технологии информационного общества - Интернет и современное общество" прошло обсуждение приоритетов региональной активности в соотнесении с приоритетами и направлениями программы "Электронная Россия".

В заключение следует подчеркнуть, что одной из существенных проблем в деле обеспечения эффективного взаимодействия органов государственной власти с местным самоуправлением является отсутствие действенной и скоординированной информационной политики на региональном уровне. Следует отметить также недостаточный уровень подготовки кадров работающих в органах местного самоуправления. В связи с этим реализация системы повышение квалификации в сфере государственного и муниципального управления депутатов и служащих МО приобретает особую значимость для  решения проблем построения эффективного общественного управления.

Программа создания системы учебного и информационно-консультационного сопровождения деятельности муниципальных образований Северо-Запада России реализуется под эгидой Конгресса муниципальных образований Российской Федерации (КМО РФ) в соответствии с решением комиссии по информатизации КМО РФ № 1 от 19 января 2001 г. Научным руководителем Программы является член комиссии по информатизации КМО РФ директор Междисциплинарного центра СПбГУ, докт. физ.-мат. наук Н.В. Борисов.

Необходимо отметить, что создание системы учебного и информационно-консультационного сопровождения деятельности муниципальных образований Северо-Западного федерального округа соответствует приоритетам:

- Федеральной целевой программы "Электронная Россия" (2002-2010 гг.);

- Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды" (2001-2005 гг.);

- Федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления (утв. пост. Правительства 15.12.1999 № 1394);

- Основным положениям государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15.10.1999, № 1370).

Полный текст Программы создания системы учебного и информационно-консультационного сопровождения деятельности муниципальных образований Северо-Запада России представлен на сайте "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге" (www.municip.nw.ru).

Авторы выражают признательность коллегам по рабочей группе В.Ф. Неунывакину (МО №40), В.А. Фомичеву (Муниципальная палата СПб и МО "город Петергоф"), Л.Г. Цой (МО №8), Л.Г. Шимареку (МО "город Ломоносов") и В.Б. Яковлеву (МО №47) за совместную работу, предварительные результаты которой были использованы при подготовке настоящей статьи.

Литература:

  1. Борисов Н.В., Чугунов А.В. Интернет и развитие социальных технологий информационного общества в России // Информационное общество. 2001. №1. С.8-15.
  2. Борисов Н.В., Чугунов А.В. Информационные ресурсы и технологии Интернета для местного самоуправления // Методические материалы и инструкции для проведения избирательной кампании /Комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Канцелярии губернатора СПб; Кафедра политического управления СПбГУ; Под ред. Н.В.Шубиной, Д.В.Краснянского, Л.В.Сморгунова. СПб., 2000. С. 93-114.
  3. Борисов Н.В., Чугунов А.В. Интернет и сотрудничество муниципалитетов в Санкт-Петербурге // Городское управление. 2000. № 8 (49). С. 46-52.
  4. Борисов Н.В., Чугунов А.В. Создание информационной среды для местного самоуправления и сети муниципальных интернет-клубов на Северо-Западе России // Информационное общество. 2000. № 1. С. 45-47.
  5. Древаль И.В., Цой Л.Г., Чугунов А.В. Интернет-диалог с местной властью: -сервер "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге" // Интернет. Общество. Личность. Новые информационно-педагогические технологии: Тезисы докладов международной конференции ИОЛ-99. СПб., 1-5 февраля 1999 г. /Институт "Открытое общество". - СПб., 1999. С. 318 - 319.
  6. Шеломов В.М.  Местное самоуправление Санкт-Петербурга и Интернет: проблемы и перспективы // Интернет и современное общество: Тезисы докладов 2-ой Всероссийской научно-методической конференции. СПб., 29 ноября - 3 декабря 1999 г. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. С. 50-51.
  7. Борисов Н.В., Осипова Е.М., Чугунов А.В. Технологии дистанционного обучения в курсе "Стратегическое управление муниципальным образованием" // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Материалы Всероссийской объединенной конференции. СПб., 20 - 23 ноября 2001 г. / СПбГУ,  СПб., 2001. С. 83-87.
  8. Патокина О.А., Федотов Ю.В. Разработка учебного курса: "Стратегическое планирование развития муниципального образования" // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Материалы Всероссийской объединенной конференции. СПб., 20 - 23 ноября 2001 г. / СПбГУ, СПб., 2001. С. 125-128.
  9. Борисов Н.В., Половцев И.Н., Чугунов А.В., Фомичев В.А., Шеломов В.М. Создание системы учебного и информационно-консультационного сопровождения деятельности муниципальных образований на Северо-Западе России в контексте целей и задач федеральной целевой программы "Электронная Россия" // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Материалы Всероссийской объединенной конференции. СПб., 20 - 23 ноября 2001 г. / СПбГУ, СПб., 2001. С. 147-150.

Интернет-ресурсы, созданные в рамках Программы:

www.municip.nw.ru - Сайт “Местное самоуправление в Санкт-Петербурге”

mo7.municip.nw.ru - Сайт “Муниципальный округ №7. Санкт-Петербург”

mo8.municip.nw.ru - Сайт “Муниципальный округ №8. Санкт-Петербург”

mo40.municip.nw.ru - Сайт “Муниципальный округ №40. Санкт-Петербург”

mo47.municip.nw.ru - Сайт “Муниципальный округ №47. Санкт-Петербург”

lomonosov.municip.nw.ru - Сайт “Муниципальное образование г. Ломоносов. Санкт-Петербург”

www.municip.nw.ru/history/ - "История местного самоуправления в России"

edu.municip.nw.ru - Сайт проекта “Стратегическое управление муниципальным образованием: курс дистанционного обучения”

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Фомичев Вадим Алексеевич, член совета по местному самоуправлению при Губернаторе Санкт-Петербурга, зам. председателя Муниципальной палаты Санкт-Петербурга, депутат Муниципального Совета "г. Петергоф" проф., докт. физ.-мат. наук.

E-mail: Vadim.Fomichev@paloma.spbu.ru
Тел./факс: (812)428-7155

Борисов Николай Валентинович, член комиссии по информатизации КМО РФ, директор Междисциплинарного центра СПбГУ, докт. физ.-мат. наук.

Email:icape.nw.ru            Тел.: (812)328-4451             тел./факс: (812)323-7175

Половцев Игорь Николаевич, зам. председателя Муниципального совета округа №7 Санкт-Петербурга

E-mail:polovtsev.mo7@municip.nw.ru
Тел./факс: (812)321-2046

Шеломов Виктор Михайлович, зам. председателя Муниципального совета округа №8 Санкт-Петербурга

E-mail: mo8@municip.nw.ru                             Тел./факс: (812) 323-3234

Чугунов Андрей Владимирович, зам. директора Междисциплинарного центра СПбГУ по учебной и информационной работе, канд. полит. наук.

E-mail: avc@icape.nw.ru        Тел.: (812)328-0256             тел./факс: (812)323-7175

Доклад, принятый к публикации в материалах Муниципального форума (28 - 30 ноября 2001 г. Москва - Московская область).

в начало страницы  
  Опубликовано на сайте "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге " -
  ©ПРИОР Северо-Запад.
  При использовании информации ссылка обязательна.