распечатать
ВМЕСТЕ С ПРЕЗИДЕНТОМ?
 
Г. М. Хитров, доцент СПбГУ
 
К написанию данной статьи меня подтолкнул лозунг (девиз) - "Вместе с Президентом!" партии "Единая Россия" на последних думских выборах, точнее его несоответствие действительности у нас в Санкт-Петербурге в отношении местного самоуправления (поскольку статью я пишу для сайта "Местное самоуправление", то вполне резонно ограничиться именно сферой местного самоуправления).
Всем известно, сколько внимания Президент уделяет местному самоуправлению вообще и конкретно местному самоуправлению в Санкт-Петербурге. Так в августе 2000 года была принята поправка Президента к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", касающаяся особенностей организации этого института власти в Москве и Санкт-Петербурге. Поскольку же поправок к упомянутому закону накопилось к тому времени слишком много, и потеряло всякий смысл "латать тришкин кафтан" и далее, то Президент выступил с инициативой и внес новый проект закона о местном самоуправлении, который уже принят и вступит в полную силу с 1 января 2006 года. Сейчас мы находимся в "переходном периоде" вступления этого закона в силу.
Если ограничиться только сферой местного самоуправления, то лозунг "Вместе с Президентом!" для членов партии "Единая Россия" означает не просто выполнение обязательного для всех граждан закона, но и деятельного творческого отношения к устранению всех препятствий на пути реализации этого закона. Но этого-то как раз и не видно.
Мне довелось побывать на одном агитационном собрании партии "Единая Россия" в Петродворце. На этом собрании утверждалось, что и руководство Администрации Санкт-Петербурга (тогда А. Д. Беглов) и руководство Законодательного Собрания являются либо членами партии, либо относятся к институту сочувствующих, т.е. разделяющих линию партии. Если это так, то почему ни в Администрации (ныне Правительстве), ни в Законодательном Собрании города нет структур, которые занимались бы исключительно реформой местного самоуправления в Санкт-Петербурге в "переходный период"? Почему не обнародованы планы работы упомянутых властных учреждений по внедрению нового закона в жизнь? На возражение, что А.Д. Беглов уже не является и.о. губернатора, у меня готов ответ: "Валентина Ивановна Матвиенко шла в губернаторство под тем же лозунгом - "Вместе с Президентом!".
Может быть, замеченное мною расхождение между словом и делом, между лозунгом и действительностью означает, что проблема местного самоуправления непосильна для партии "Единая Россия", как и для всех российских партий вообще? Тогда давайте навалимся на эту проблему всем миром и все-таки решим ее.
Предлагаю начать ее решение с определения местного самоуправления. Замечу, что расплывчатость определений может привести к неправильным выводам по отношению к местному самоуправлению. Покажу это на примере.
В новостях сайта за 27 ноября 2003 года со ссылкой на РОСБАЛТ сообщается: "Действия местных властей направлены на удовлетворение собственных интересов, считают 64% жителей Псковской области". Из приведенной цитаты следует, что такая местная власть не нужна. И это правильно.
Если мы отождествим местную власть с местным самоуправлением, то придем к выводу, что местное самоуправление не нужно. А это неправильно. Неправильно потому, что не всякая местная власть является местным самоуправлением. Так мы приходим к необходимости определения местного самоуправления.
Определение местного самоуправления должно быть достаточно кратким и рабочим, т.е. должно давать возможность определять, является ли данная местная власть местным самоуправлением или нет. Попробую дать такое определение. Итак, местная власть подконтрольная населению называется местным самоуправлением. Если из данного определения убрать подконтрольность населению, то получим определение местной бюрократии - местная власть неподконтрольная населению, называется местной бюрократией.
Следует сказать, что данное мной определение местного самоуправления вполне согласуется с определением из нового федерального закона о местном самоуправлении: "Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, …"
Приведенная выше цитата из новостей - результат ответов, вероятно, на вопрос "На удовлетворение чьих интересов направлены действия местных властей?" (к сожалению, сам вопрос РОСБАЛТом не приведен - это моя реконструкция вопроса). Скажите, если местная власть подконтрольна населению, уместен ли вообще такой вопрос? Я считаю, что такой вопрос уместен только в отношении местной бюрократии. Ответы на этот вопрос жителями Псковской области показывают, что действия тамошней и других местных бюрократий направлены на удовлетворение собственных потребностей.
Из опроса жителей Псковской области можно сделать два вывода - нужно либо отказаться от местной власти вообще, либо преобразовать местную бюрократию в местное самоуправление в соответствии с приведенным выше определением. Поскольку местное самоуправление гарантировано нам Конституцией, то выбор однозначен.
Перейду теперь к реформе местного самоуправления в Санкт-Петербурге в "переходный период". Я считаю, что эту реформу можно провести следующим образом. Сначала нужно создать в Санкт-Петербурге муниципальные образования второго уровня -муниципальные районы и городские округа, отработав в Законодательном Собрании для них необходимый минимум законодательной базы. Затем, предложить муниципальным районам и городским округам через свои уставы отработать минимум законодательной базы для муниципальных образований более низкого уровня (если это необходимо).
Муниципальные районы и городские округа можно создавать уже сейчас, преобразовав в таковые существующие административно-территориальные районы города. Для этого есть как исторические предпосылки, так и необходимая база. Если исторические предпосылки очевидны, то необходимую базу - исполнительную власть, представительную власть, бюджет следует оговорить более подробно.
Исполнительная власть в новых муниципальных образованиях (МО) на переходный период уже готова - это действующая администрация территориальных управлений.
В качестве представительной власти переходного периода в новых МО может выступить совокупный депутатский корпус из депутатов существующих МО, расположенных на территории данного района.
Бюджет нового МО должен состоять из бюджета соответствующего территориального управления и бюджетов существующих МО, расположенных на территории района.
Поскольку совокупный бюджет всех 111 нынешних муниципальных образований составляет не более 2% от бюджета города, а бюджет всех территориальных образований составляет около 18% от бюджета города, то мое предложение качественно меняет положение местного самоуправления в Санкт-Петербурге - совокупный бюджет местного самоуправления в городе увеличивается в 10 раз. В руках Правительства Санкт-Петербурга остается 80% бюджета города. Этого вполне достаточно, чтобы сохранить "единство городского хозяйства" и управляемость в Санкт-Петербурге. Если это будет не так, то надо менять городскую администрацию, значит, были подобраны плохие управленцы.
В переходный период представительная власть должна разработать устав нового МО, определить свои взаимоотношения с местным самоуправлением более низкого уровня, научиться работать с районной администрацией, корректировать существенно больший бюджет и контролировать его исполнение. При этом представительная власть должна помнить, что она через устав и другие правовые акты устанавливает местное самоуправление, а не местную бюрократию.
Представительная и исполнительная власть в переходный период не только должны успеть подготовить Устав МО, но и провести выборы в соответствии с новым уставом.
Чтобы в 2006 год войти с подготовленным местным самоуправлением, этим нужно заниматься уже сейчас (вернее было бы сказать, что этим нужно было заниматься уже вчера).
В заключение хотел бы заметить, что мои предложения по реформе местного самоуправления в Санкт-Петербурге несложно доработать так, чтобы они и в деталях были согласованы с новым федеральным законом о местном самоуправлении.
в начало страницы  
  Опубликовано на сайте "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге " -
  ©ПРИОР Северо-Запад.
  При использовании информации ссылка обязательна.
  Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций.