ПРОВАЛ МЕСТНЫХ ВЫБОРОВ. ОДНА ИЗ ПРИЧИН.

Г. М. Хитров, доцент СПбГУ

Одна из причин провала местных выборов в Санкт-Петербурге в марте 2004 года - выборы по многомандатным округам. Выборы проходили в 62 муниципальных образованиях и только в двух из них по одномандатным округам.
Чем же плохи выборы по многомандатным (как правило - пятимандатным) округам?
Во-первых, и это я писал уже в прошлой статье, выборы по многомандатным округам сопряжены с выбором из огромного числа вариантов. Число вариантов, из которого приходится выбирать избирателю в пятимандатном округе с конкурсом 6 человек на место, превосходит число сочетаний из тридцати по пять, равное 142506. К примеру, при выборах по одномандатному округу, даже если конкурс был бы в 10 раз большим, т.е. 60 человек на одно место, избирателю пришлось бы рассмотреть всего лишь 60 вариантов, т.е. число в тысячи раз меньшее.
Поскольку выбор из столь огромного числа вариантов есть издевательство над избирателем, то статью можно было бы и не писать дальше - в нормальном обществе одного этого аргумента было бы достаточно.
Понимая, что большинство людей даже не задумывалось над сказанным или не столь хорошо знает математику, то приходится объяснять, т.е. рассматривать и другие причины, почему выборы по многомандатным округам - плохо. Прежде чем перейти к другим пояснениям, спрошу читателя - скажите, многие ли знают, что такое температура? Думаю, что немногие. Значительная часть читателей могла бы ответить - температура это то, что измеряют градусником. Согласитесь, это не ответ. Однако, и не зная, что такое температура, люди чувствуют холод и тепло. Может быть и избиратели, не задумываясь над числом вариантов, которое им пришлось бы перебрать, если бы они отнеслись к выборам ответственно, чувствуют, что выборы по многомандатным округам - это плохо, и потому голосуют против всех?
Однако продолжим и отметим, что ответственность депутатов, выбранных по многомандатным округам, коллективная. В пятимандатном округе пять депутатов - к кому из них обратиться, если у вас что-то стряслось? Если же напрячь память и вспомнить про круг вопросов местного значения, то коллективная ответственность превращается в коллективную безответственность. Скажите, отвечает ли местный депутат за что-нибудь действительно важное? И как определить хорошо или плохо работает депутат, избранный по многомандатному округу?
Рассмотрим для сравнения выборы по одномандатным округам. Одно из преимуществ выборов по одномандатным округам по сравнению с выборами по многомандатным округам я уже назвал - избирателю приходится выбирать из относительно небольшого числа вариантов, что нормально. При выборах по одномандатным округам избиратель, как правило, знает своего выбранного депутата даже в лицо - он один в округе. Избиратель знает к кому обратиться в случае чего. Избранный депутат несет персональную ответственность перед избирателями округа. Всегда видно хорошо или плохо работает депутат. Если депутат работает плохо, его легко переизбрать - округ небольшой, избирателям легко договориться. Попробуйте переизбрать депутата, избранного по многомандатному округу.
Берусь утверждать, что местные советы, выбранные по одномандатным округам и по многомандатным округам - это качественно различные советы.
Почему же, казалось бы, при очевидном преимуществе для населения выборов по одномандатным округам выборы в подавляющем большинстве муниципальных образований проходят по многомандатным округам? Какие приводятся аргументы в их пользу?
Как правило, озвучивается один аргумент - дороговизна выборов по одномандатным округам. Я полагаю, что ответ на этот аргумент-вопрос даст проведенный дорогостоящий эксперимент - выборы в местные советы 14 марта 2004 года (при очевидных обстоятельствах, требующих радикального изменения местного самоуправления и всего с ним связанного, обстоятельства решили не изменять, обстоятельства решили обмануть - в этом и состоял эксперимент). Поскольку выборы проводились в достаточно большом числе муниципальных образований, в которых должны были быть избраны двадцать депутатов и где выборы проходили по многомандатным округам, то можно сравнить траты на выборы в муниципальном образовании "Новоизмайловское", где выборы проводились по одномандатным округам, с тратами в упомянутых муниципальных образованиях. Со своей стороны полагаю, что траты на двадцать окружных избирательных комиссий ненамного превосходят траты на двадцать участковых избирательных комиссий.
Известно, что в МО "Новоизмайловское" избрано 18 депутатов из 20. Следовательно, в двух округах из 20 выборы не состоялись. Таким образом, довыборы нужно проводить на одной десятой части муниципального образования.
Рассмотрим теперь гипотетическую ситуацию, когда из 20 депутатов выбрано 18, где также нужно доизбрать по одному депутату в различных округах, но выборы в гипотетическом муниципальном образовании проводились по четырем пятимандатным округам. В этом гипотетическом округе довыборы нужно проводить на половине муниципального образования. Сравните одну десятую и половину, где же довыборы будут стоить дешевле? Не показывает ли этот пример, что аргумент о дороговизне выборов по одномандатным округам ошибочен?
Пример с муниципальным образованием "Новоизмайловское" позволяет заметить также и воспитательную роль выборов по одномандатным округам для населения. Предположим на минутку, что мы имеем действенное местное самоуправление в городе, т.е. местное самоуправление, наделенное финансами, полномочиями и обязанностями. В этом случае, население округа не избравшее своего депутата наказывает само себя, и оно это очень быстро поймет, или ему очень легко помочь понять это.
Вернусь опять к своему вопросу - почему, при очевидной выгоде выборов по одномандатным округам, выборы проводятся по многомандатным округам?
Отвечаю, - выборы по многомандатным округам не в последнюю очередь выгодны нынешним муниципалам (депутатам местных советов). Скажите, кто писал нынешние уставы муниципальных образований, где закреплены эти самые выборы по многомандатным округам? Нынешние муниципалы. Скажите, кому и по статусу и по всем другим соображениям легче всего изменить уставы? Нынешним муниципалам. И кто же это не делает? Нынешние муниципалы. Вы можете предположить, что муниципалам о выборах по одномандатным округам никто не говорил, а сами они не догадались, что для населения и для дела вообще такие выборы лучше, чем выборы по многомандатным округам. Не знаю, как в других муниципальных образованиях, но у себя в Петергофе я пытался говорить это еще три с лишним, а может и четыре с лишним, года назад. Мне не удалось пробить стену - петергофским муниципалам это не выгодно.
Выборы по одномандатным округам должны выявить и еще одну болевую точку местного самоуправления, касающуюся самих муниципалов. Как я говорил выше, депутату, выбранному по одномандатному округу, придется работать больше, чем депутату, выбранному по многомандатному округу. По новому же федеральному закону 90% депутатов будет работать на общественных началах, т.е. работать депутаты будут больше, а платить им будут меньше, или вообще платить не будут. Какой же выход из этого противоречия? Один из путей выхода из этого противоречия я уже указывал в своей статье "Из истории борьбы с местным самоуправлением …" (смотри архив сайта). Другой же выход состоит в том, что депутаты должны избираться на меньший срок. Для начала нужно сократить срок депутатских полномочий хотя бы до трех лет.
Кроме того, при выборах по одномандатным округам было бы лучше, чтобы главу муниципального образования выбирало население муниципального образования.
Заканчивая статью, хочу обратить внимание читателя на то, что я затронул только одну причину неуспеха выборов в местные советы 14.03.2004 - выборы по многомандатным округам. Я коснулся этой причины именно потому, что на нее меньше всего обращают внимания. Желая подчеркнуть важность этой причины, я рассматривал только её.
И еще один маленький штрих, оправдывающий важность затронутой в статье темы. Набирая статью на компьютере, я по аналогии со словом одномандатный писал слово многомандатный слитно. Электронный редактор мне постоянно подчеркивал, что слова "многомандатный" в русском языке нет. Много мандатов - есть, многомандатный - нет. Давайте прислушаемся хотя бы к русскому языку.

в начало страницы  
  Опубликовано на сайте "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге " -
  ©ПРИОР Северо-Запад.
  При использовании информации ссылка обязательна.