ЧТО МОГУТ КОРОЛИ?

Г. М. Хитров, доцент СПбГУ

Всё могут короли, всё могут короли - утверждает популярная песня. Но, что ни говори, но, что ни говори, - продолжает та же песня - жениться по любви не может ни один, ни один король!
Эта статья посвящена попытке придать Петергофу статус наукограда, и заодно выяснить, что может сделать в этом отношении наш король, то бишь Президент.
С одной стороны всемогущество Президента в этом вопросе как будто очевидно. Однако Президент не может противоречить сам себе. Так он подписал закон о местном самоуправлении, в части 1 статьи 81 которого говорится, что "Наукограды являются городскими округами". Петергоф, как известно, пока не является городским округом. Точнее, в существующей в Санкт-Петербурге системе местного самоуправления пока нет места городским округам. Однако ситуация не безнадежна. Сейчас в Законодательном Собрании идет подготовка нового "Закона о местном самоуправлении в Санкт-Петербурге". И хотя принятый за основу проект закона ничего не говорит о городских округах, он пока еще не закон и остается шанс поправить дело. Тем более что Председатель Законодательного Собрания член пропрезидентской партии.
Обнадеживает и позиция Губернатора Валентины Ивановны Матвиенко. Судя по её ходатайству перед Правительством РФ (документ № 07-102/6562 от 28.10.2003), она за наукоград в Петергофе.
Все складывается как будто хорошо для того, чтобы Президент подписал указ о присвоении Петергофу статуса наукограда - вся необходимая подготовительная работа проделана, все необходимые подписи получены, руководство Санкт-Петербурга за наукоград в Петергофе, население Петергофа тоже (недаром же оно поддержало на выборах Иванову Валентину Николаевну, инициатора идеи - наукоград в Петергофе).
Что же все-таки оставляет повод для сомнений во всемогуществе короля? Повод для сомнений дает позиция свиты, которая играет и Губернатора и Законодательное Собрание.
Кто составляет свиту, играющую Губернатора? Конечно же, чиновники из Правительства Санкт-Петербурга и те, кто стоят за ними. Почему эта свита играет и Законодательное Собрание? Да потому, что все решения свиты находят законодательное закрепление в правовых документах ЗакСа.
Свиту устраивает сложившееся административное правление в Санкт-Петербурге, когда свыше 98% городского бюджета сосредоточено в руках Губернатора. При этом примерно 25,6% приходится на бюджет территориальных управлений, 73% на бюджет отраслевых комитетов и менее 2% на местное самоуправление. Цифры говорят сами за себя, однако о территориальных управлениях нужно все-таки сделать замечание. От Губернатора они уже далеко, а контроля со стороны представительной власти районного масштаба нет, поскольку нет этой самой представительной власти. И что характерно, свита боится появления представительной районной власти, поскольку она может разрушить её привычные схемы борьбы с населением.
Поясню вышесказанное на примерах. Когда в Петергофе огородники объединились и потребовали, в соответствии с федеральным законодательством, права решать земельные вопросы на местном петергофском уровне, так тотчас же районное отделение комитета по земельным ресурсам и землеустройству в Петродворце было закрыто, а его функции были переданы Красносельскому, точнее, юго-западному отделению.
Аналогичная ситуация сложилась и с Ломоносовским административно-территориальным управлением. Его ликвидировали, как только наметилась тенденция усиления местной исполнительной власти. Функции же Ломоносовского территориального управления были переданы в соответствующее Петродворцовое управление. Как говорится, от греха подальше.
Скажите, какой же чиновник откажется от такого простого административного метода борьбы с инициативой населения? Искушенный многовековым опытом бюрократии чиновник загодя предчувствует опасность и заранее предпринимает меры к противодействию. Так, сопротивляясь появлению местного самоуправления на районном уровне (представительной районной власти), чиновники через свое влияние на депутатов ЗакСа уже добились принятия за основу выгодного для себя проекта "нового" "Закона о местном самоуправлении в Санкт-Петербурге". Параллельно, через подкармливаемую верхушку местного самоуправления, создается Совет муниципальных образований, который голосует за организацию на базе пригородов СПб муниципальных районов. Это вторая линия обороны свиты, противодействующей появлению городских округов в Санкт-Птербурге. Есть еще и третья линия и т.д.
Наконец, я возвращаюсь к вопросу заголовка - "Что могут короли?".
Президент может подписать указ о присвоении Петергофу статуса наукограда с припиской - привести региональное законодательство в соответствие с действующим федеральным законодательством и данным указом. Вот и всё. И это решение было бы равносильно женитьбе короля по любви.
Но, опять это но … В Петергофе предстоят очередные выборы в местный совет. Без местного совета создать наукоград невозможно. Напомню, что наукоград - это муниципальное образование со статусом городского округа (необходимое, но недостаточное условие для создания наукограда). Присвоение городскому поселению статуса городского округа является преобразованием муниципального образования и может произойти только в результате референдума, организованного и проведенного в соответствии с питерским законом о местном референдуме (кажется, такой закон уже принят, но широкой огласки он еще не получил). Кто выступит инициатором такого референдума?
Справедливости ради должен отметить, что подготовленный в ноябре 2003 года группой общественных деятелей и депутатов ЗакСа доклад "Первоочередные меры по муниципальной реформе в Санкт-Петербурге" показывает, что можно обойтись и без референдума. Достаточно воспользоваться особенностями законодательства для городов федерального значения. Но толковать эти особенности будет свита, которая играет Губернатора и ЗакС. Поэтому ожидать, что она позволит Петергофу пробить брешь в планируемой ею структуре нужного ей карманного местного самоуправления, нереально. Остается одно - референдум. Причем инициатором проведения референдума, скорее всего, должно выступить население. На этот же референдум можно вынести не только вопрос поддержки ходатайства Губернатора о присвоении Петергофу статуса наукограда (поддержка в том, чтобы преобразовать Петергоф в городской округ), но и вопрос о проведении выборов в местный совет по одномандатным округам.
Вопрос о проведении выборов в местные советы по одномандатным округам неоднократно обосновывался мной в нашей петергофской печати. Сейчас хочу отметить положительный опыт проведения таких выборов в муниципальном образовании "Новоизмайловское". Как известно 14 марта 2004 года в шестидесяти двух муниципальных образованиях Санкт-Петербурга прошли выборы в местные советы. В 31-м муниципальном образовании можно считать, что выборы состоялись. Из них только 19 МО полностью сформировали свой депутатский корпус, 12 МО могут приступить к работе, но должны будут провести довыборы. Остальные муниципальные образования должны проводить довыборы или повторные выборы, чтобы только приступить к работе. Никаких проблем с формированием депутатского корпуса не было там, где выборы в местный совет проводились по одномандатным округам, т.е. в МО "Новоизмайловское". (Сведения о результатах выборов помещены в Интернете на городском сайте местного самоуправления).
Исходя из сказанного, призываю население Петергофа к организации и проведению референдума с указанными вопросами. Тем самым мы поддержим ходатайство Губернатора и поможем Президенту. Другими словами, давайте поможем двум указанным высокопоставленным персонам сделать НАШУ жизнь лучше!
17.03.2004.

Статья публикуется с письменного согласия редакции газеты «Петербургский Час-Пик».)

в начало страницы  
  Опубликовано на сайте "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге " -
  ©ПРИОР Северо-Запад.
  При использовании информации ссылка обязательна.