ВИЦЕ-СПИКЕР И ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОР С ЗАБОТОЙ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

Г. М. Хитров, доцент СПбГУ

Росбалт в своих сообщениях - «Юрий Гладков подготовил проект объединения Петербурга и Ленобласти в Балтийский край» от 28 апреля и «Виктор Лобко: Введение МСУ на районный уровень ввергнет город в анархию» от 29 апреля - вновь затронул тему МСУ. Эти сообщения касаются будущего местного самоуправления в Санкт-Петербурге, поэтому содержание этих сообщений нельзя оставить без внимания.

Начну с первого сообщения. Сначала об объединении Петербурга и Ленобласти. Я всегда считал, что добротный дом (Петербург) не может существовать без приусадебного участка (Ленобласти). Однако среди моих многочисленных статей на сайте МСУ читатель не найдет ни одной касающейся темы объединения. Почему? Потому, что объединение рассматривалось его инициаторами как инструмент борьбы с местным самоуправлением в Петербурге. Вице-спикер Ю. Гладков в этом смысле не исключение. Он сам заявляет, что его проект «позволит эффективно разрешить нынешнюю кризисную ситуацию с МСУ». Каким же образом? «Петербург согласно проекту приобретает статус городского округа, в котором будет функционировать мэр и городская дума». Обратите внимание, в новом субъекте федерации «Балтийский край» два муниципальных образования Санкт-Петербург и Луга будут иметь одинаковый статус. Однако насколько я понимаю, в Луге не будет мэра и городской думы, а в Санкт-Петербурге будет. Губернатор будет называться мэром, Законодательное Собрание – Городской Думой, но зато в Петербурге не появятся муниципальные образования второго уровня, и Петергоф, который более чем в полтора раза больше Луги, не получит статуса городского округа (смотри мою статью «Что могут короли?»).

Юрий Павлович, может быть Вы сосредоточите свои силы на реформе местного самоуправления в Петербурге, существенную часть которой по времени нужно завершить до 1 января 2006, и оставите на время свой проект, который собираетесь реализовать к 2007 году? Поверьте, проект объединения не потеряет ничего, если Вы Петербургу вместо статуса городского округа, постараетесь пробить статус федерального городского округа, что соответствовало бы статусу города федерального значения, но зато позволило бы Петергофу иметь статус городского округа?

Перейду теперь ко второму, из упомянутых, сообщению Росбалта. В нем говорится, что вице-губернатор В. Лобко опасается, что «введение МСУ на районный уровень ввергнет город в анархию, районы превратятся в княжества, и никто не сможет оперативно решать вопросы».

Рассмотрим эту цитату и начнем с «оперативного решения вопросов». Поскольку вице-губернатор не уточняет, оперативное решение каких вопросов его волнует, то с ним трудно спорить. Если же предположить, что речь идет о «вопросах непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения», что на наш взгляд и должно волновать вице-губернатора, то значительный круг этих вопросов законодательно отнесен к вопросам местного значения, для оперативного решения которых и придумано местное самоуправление.

« Введение МСУ на районный уровень ввергнет город в анархию » - это утверждение тоже сомнительно. Анархия - противоположное понятие по отношению к законности. Федеральным законом о МСУ, как раз для того, чтобы избежать анархии во взаимоотношении различных уровней власти (в первую очередь региональной государственной и местной власти), и предусмотрено местное самоуправление второго уровня, т.е. самоуправление на уровне районов.

« Районы превратятся в княжества » - это действительно важное опасение. Именно для того, чтобы этого не случилось и предусмотрено федеральном законом о МСУ существование местного самоуправления второго уровня. Этот уровень власти самостоятелен в оперативном плане, зависим от региональной и федеральной властей в стратегическом плане и находится под их контролем (смотри также мою статью «Очередное торможение реформы МСУ?») .

Приведу еще цитату из сообщения Росбалта, из которой следует, что именно предложения В. Лобко потенциально ведут к образованию «княжеств», только более мелкого масштаба. Вот эта цитата: «Он [В. Лобко] считает, что ту систему МСУ, которая сложилась в городе нужно наполнить новым содержанием путем передачи функций и полномочий вместе с бюджетом». Вы чувствуете, в цитате ни слова о подотчетности и подконтрольности за переданные вместе с деньгами «функции и полномочия», отсутствие которых и дает возможность образования «княжеств».

Данное сообщение Росбалта можно разбирать и дальше и находить в передаваемых этим агентством высказываниях В. Лобко противоречия, неточности и т.п. Но лучше было бы, если бы сам Виктор Николаевич Лобко изложил на сайте свою (или своего ведомства) позицию относительно ликвидации кризиса МСУ в Санкт-Петербурге.

С таким же предложением я обращаюсь и к Юрию Павловичу Гладкову, и к петербургскому отделению партии «Единая Россия», на отчетно-выборной конференции которой, вице-губернатор Лобко и озвучивал свои мысли.

Господа, отзовитесь! Питерское местное самоуправление наше общее дело.

в начало страницы  
  Опубликовано на сайте "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге " -
  ©ПРИОР Северо-Запад.
  При использовании информации ссылка обязательна.