распечатать
РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
 
Г. М. Хитров
 

Начну с жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). При этом я буду в основном опираться на анализ из статьи Глазунова С.Н. «Введение в тему» [1] (смотри http://www.kommunalka.plux.ru/sub/sub/1.html ) Естественно, в соответствии с заголовком, меня будет интересовать связь реформ местного самоуправления (МСУ) и ЖКХ.

Как отмечается в [1], «Начало реформирования ЖКХ было провозглашено еще в 1992 г., с тех пор мы живем в состоянии перманентной жилищно-коммунальной реформы, окончания которой не видно, как не видно и реальных результатов». Характеризуя нынешнее состояние системы ЖКХ, Глазунов пишет, что ее сущностными характеристиками являются:

•  «резко выраженное преобладание, доминирование государственной собственности на объекты ЖКХ,

•  командно-административный характер управления отраслью через бюрократические структуры, характеризующийся низкой эффективностью,

•  способ планирования всех показателей - от затрат, а не от результата (затратный механизм планирования и функционирования, присущий социалистической экономике),

•  отчуждение потребителей от процессов управления отраслью (отсутствие обратных связей)».

Глазунов, хотя и не говорит этого прямо, рассматривает перечисленные признаки как отрицательные. Следовательно, реформирование системы ЖКХ по Глазунову, предполагает изменение этих признаков на противоположные. Рассмотрим последний из цитированных признаков и сформулируем противоположный ему в форме рекомендации. Это должно звучать так: «Привлечение потребителей к процессам управления отраслью (налаживание обратных связей)».

Рассмотрим сформулированную рекомендацию к реформе системы ЖКХ. Вначале отметим, что потребителями услуг ЖКХ является практически все население страны, одним словом – жители. Привлечение жителей (всего населения страны) к процессам управления, пусть только в рамках отрасли ЖКХ, – это ли не школа самоуправления, это ли не база (фундамент) местного самоуправления вообще? Может быть, потому и не идет реформа МСУ, что не идет реформа ЖКХ? А реформа ЖКХ, может быть, и не идет именно потому, что кто-то не хочет, чтобы у нас было нормальное местное самоуправление? В любом случае мы видим, что обе реформы и МСУ и ЖКХ тесно взаимосвязаны. Более того, на реформу ЖКХ нужно смотреть как на составляющую часть реформы МСУ. При этом по времени реформа ЖКХ должна была бы предшествовать реформе МСУ, и пока это так и есть. Государственная Дума уже приняла в третьем чтении Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации " Об основах федеральной жилищной политики " и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг».

Как смотреть на этот закон – это завершение реформы ЖКХ (чиновники получили то, что хотели, и на этом – стоп) или это необходимый шаг в продуманной системе мероприятий? Из названия закона следует, что государство хочет переложить оплату услуг ЖКХ в полном объеме на население (другого смысла «совершенствования системы оплаты», когда это исходит от государства, я не знаю). Основная забота чиновников – не просто повысить квартплату, а еще и иметь возможность повышать ее безболезненно для себя и в дальнейшем в связи с ростом инфляции. Для этого то им и необходимо, чтобы население оплачивало услуги ЖКХ в полном объеме.

С другой стороны, население, которое должно платить больше, хочет иметь за свои деньги более качественные услуги и не видит для этого другого пути, кроме как изменение структуры предоставления услуг ЖКХ. Другими словами, население хочет напрямую платить тому, кто предоставляет услуги и требовать с того, кому платит. С одной стороны - это грозит отстранением посредников-чиновников от «кормушки», т.е. от дотаций отрасли из федерального и местных бюджетов и денег, собираемых в форме квартплаты, с другой стороны - это невозможно без развития новой структуры управления, которую должны создать сами жители, т. е. некой структуры самоуправления.

Указанное выше противоречие не единственное, с которым сталкивается реформа ЖКХ. Так Глазунов отмечает, что реформирование ЖКХ в после советский период было начато еще в 1992 г. масштабной приватизацией квартир в муниципальных домах, «в результате чего в России сложился уродливый гибрид из различных форм собственности, не имеющий аналогов в мире - муниципальные дома с приватизированными квартирами. По количеству частных собственников жилья мы догнали и перегнали развитые страны, но реформа эта не решила ни одной проблемы ЖКХ, наоборот, породила массу новых. Это была тяжелая ошибка, которая привела к возникновению устойчивой неэффективной формы собственности, не поддающейся реформированию, институциональная ловушка».

В отличие от пессимистической констатации положения с ЖКХ Глазуновым Нагария Галина Анатольевна предлагает свою продуманную концепцию реформы ЖКХ (смотри «Концепция – проект реформы ЖКХ под углом зрения прав потребителя как составной части общего понятия прав человека» [2], http://www.kommunalka.plux.ru/projects/project.html ). Отсылая читателя к ее труду, я хотел бы обратить внимание на следующее. Галина Анатольевна предлагает выделить из системы ЖКХ и перевести в систему городского хозяйства («передать на баланс государства, муниципалитета») санитарное содержание «прилегающей территории». Таким образом, за пешеходные дорожки, тротуары, которые «должны быть везде: вдоль жилых домов, между жилыми домами, между жилыми домами и объектами службы быта, школами, поликлиниками» - должны отвечать местные власти. Но, если читатель вспомнит мою статью «Как сделать население гордым?…» ( http://spb.municip.nw.ru , раздел «Публикации»), то вспомнит, что пешеходные дорожки и тротуары не отнесены новым законопроектом о местном самоуправлении к вопросам местного значения. Они (пешеходные дорожки и тротуары) вообще рискуют потеряться между двумя реформами. Интересно, сколько нужно написать статей о тротуарах, чтобы они попали в поле зрения законодателей? Удивительная вещь – свобода! Каждый пишет, что хочет. Если у пишущего нет своего СМИ, то редактор из написанного публикует, что хочет. Но и это не все - читатель, в том числе и законодатель, читает, что хочет. А пешеходные дорожки и тротуары по-прежнему такие, какие есть, т.е., мягко выражаясь, плохие.

В чем же причина происходящего? Если обратить внимание на ЖКХ, то Галина Анатольевна отмечает, что «при проведении реформы ЖКХ не рассматриваются интересы, мнения, пожелания, инициативы потребителей услуг ЖКХ, которые должны бы являться главными действующими лицами в этой реформе». То же самое можно сказать и касательно МСУ.

Галина Анатольевна удивляется глухоте законодателей к инициативам потребителей услуг ЖКХ и пассивности основной массы жителей, поскольку «это им финансировать систему ЖКХ, это им потреблять услуги ЖКХ. Это их жизнь, физическое и психическое здоровье, финансовое благополучие зависят от системы ЖКХ!». То же самое можно сказать и касательно МСУ.

Какой же предлагается выход? Если вернуться к ЖКХ, то создатели (в первую очередь та же Галина Анатольевна) сайта «Коммуналка Делаем реформу ЖКХ вместе» ( www.kommunalka.plux.ru ) призывают создать "Общественный Комитет по жилищно-коммунальной реформе". Может быть, нечто подобное сделать и по отношению к реформе МСУ?

В заключение призываю поддержать инициативу создателей сайта «Коммуналка Делаем реформу ЖКХ вместе», поскольку реформа ЖКХ составная часть реформы МСУ.

26 апреля 2003 года.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Эта статья была написана более года назад. Вероятно, по многим причинам она не была опубликована ни на сайте питерского городского самоуправления, ни на упоминавшемся в статье московском сайте «Коммуналка». Что же изменилось с тех пор?

Принят новый федеральный закон о местном самоуправлении.

Поменялся адрес московского сайта, теперь он такой: http :// www . kommunalka . info Поменяли дизайн сайта. В рубрике «Обновления» появилась запись от 28.05.04 (предпоследняя запись от 13.08.03) о новых материалах помещенных на сайте (и это хорошо!).

На питерском сайте появилось « Открытое письмо депутатов Муниципального совета округа № 8 депутатам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга » (опубликовано на сайте 13 мая сего года и пока на него никакой реакции со стороны депутатов ЗакСа). Письмо, по сути, посвящено той же теме, что и статья – реформа ЖКХ сводится к тривиальному «повышению тарифов на оказание услуг ЖКХ».

Прошедшие (частично) в Санкт-Петербурге выборы в местные советы показали, что проблема с местным самоуправлением (по крайней мере, в Санкт-Петербурге) остается столь же актуальной, как и проблема с ЖКХ. И это потому, что реформы ЖКХ и МСУ неразрывно связаны.
в начало страницы  
  Опубликовано на сайте "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге " -
  ©ПРИОР Северо-Запад.
  При использовании информации ссылка обязательна.
  Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций.