О НЕКОТОРЫХ ГОРОДСКИХ СОБЫТИЯХ В ИЮНЕ

Г. М. Хитров

Заканчивается июнь. Три разноплановых события этого месяца мне хотелось бы отметить в этой статье.
Первое событие - ежегодное послание Губернатора Санкт-Петербурга.
Второе - заседание Общественного совета, посвященное рассмотрению концепции Генерального плана развития Петербурга (http://www.fontanka.ru/79523).
Третье - Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга "О регистрации изменений и дополнений, внесенных в устав муниципального образования город Петергоф". Это Постановление и предшествующее ему Постановление муниципального Совета муниципального образования город Петергоф, вместе с сопутствующим Приложением, опубликованы в петергофской газете "Муниципальная ПЕРСПЕКТИВА" от 24 июня 2004 года.
Несмотря на очевидную разноплановость указанных событий, все они связаны друг с другом.
Начну с цитаты из ежегодного послания Губернатора:
"Градостроительная политика.
Ее основой, как и в целом основой развития города, должен стать Генеральный план. Наша задача - завершить его формирование в текущем году. Этот важнейший документ не должен быть кулуарным продуктом одной, пусть даже очень профессиональной группы специалистов. Он должен стать предметом общественных дискуссий с участием широкого круга горожан, обязательно пройти рассмотрение в Законодательном Собрании. По итогам будут учтены все конструктивные, разумные предложения. Только тогда мы будем иметь осмысленную градостроительную политику в нашем уникальном городе, навсегда уйдем, наконец, от пресловутой уплотнительной застройки".
Цитированное высказывание Валентины Ивановны Матвиенко обнадеживает и настораживает.
Сначала, почему обнадеживает. Во-первых, "с завершением формирования в текущем году Генерального плана" проблема "пресловутой уплотнительной застройки" будет, наконец-то, решена. Во-вторых, городские земли используются не только в градостроительных целях. Вспоминаю, как петергофские огородники добивались от городских властей информации из Генерального плана о развитии Петродворца. Эта информация была им нужна, чтобы планировать судьбу своих огородов, возделанных по большей части на неугодьях. Отсутствие Генплана вело ни к кому ненужному напряжению в отношениях между огородниками и властями, к преждевременным инфарктам и смертям пенсионеров-огородников. И вот теперь не просто завершение формирования Генплана, но и "общественные дискуссии с участием широкого круга горожан" по этому поводу. Чего еще желать?
Чтобы ответить на вопрос "Что настораживает в цитированном выше высказывании В. И. Матвиенко?" перейду к сообщению о заседании Общественного совета, посвященного Генеральному плану. В сообщении говорится, что "Необходимость создания документа вызвана тем, что в 2005 году истекает срок действия предыдущего Генплана, принятого еще в 1985 году. Разрабатываемый Генплан будет охватывать период с 2005 по 2025 годы". Читатель может, конечно, спросить: "Что же настораживающего в последней цитате? Налицо преемственность планов - закончился один двадцатилетний план, на смену ему грядет другой двадцатилетний план. Что же здесь неожиданного, а тем более настораживающего?".
Конечно, всё это так, но только один вопрос: "Куда делся Стратегический план развития Санкт-Петербурга?".
Находясь в Интернете, читатель может воспользоваться какой-нибудь поисковой системой, например, Yandex и собрать информацию об упомянутом Стратегическом плане. Приведу несколько ссылок, которые мне выдал Yandex.

"... для ускорения развития города и укрепления его конкурентных позиций, Администрация Санкт-Петербурга инициировала разработку Стратегического плана".
"12 декабря 1996 года, [Администрация (?), Г.Х.] приняла решение о разработке Стратегического плана развития Санкт-Петербурга на основе новых принципов широкого участия всех ...".
"Напомним, что недавно Г.Томчин презентовал "Стратегический план развития Санкт-Петербурга на 50 лет", который разработан по его заказу Институтом ... (АБН. 28.04.2003, Санкт-Петербург 16:46)".
"Расходная часть бюджета Санкт-Петербурга. Определение приоритетов в расходовании средств в 2004 году непосредственно связано с целями, поставленными в Стратегическом плане развития Санкт-Петербурга… (www.fincom.spb.ru/pres/bd_2004/little/Rashod.htm (2 КБ) 04.06.2004)".

Надеюсь, приведенные цитаты объясняют читателю мою настороженность в отношении вышеупомянутого высказывания нынешнего Губернатора. Поскольку эти цитаты позволяют судить не только о том, что Стратегический план существовал, но и о том, когда он принимался и на какой срок. Они также показывают, что еще за пять дней до появления ежегодного послания Губернатора цели Стратегического плана обнародовались, по крайней мере, в Интернете.

Чтобы указать связь ежегодного послания Губернатора с Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга "О регистрации изменений и дополнений, внесенных в устав муниципального образования город Петергоф" приведу еще одну цитату из ежегодного послания: "Мы будем всячески поддерживать расширение инновационных центров, создание технопарков, наукограда в Петергофе".
Из цитаты видно, что упомянутая связь ежегодного послания с указанным выше Постановлением ЗакСа может быть только через содействие или противодействие Постановления созданию наукограда в Петергофе.
Беру на себя смелость утверждать, что Постановление препятствует созданию наукограда в Петергофе, поскольку предполагает, что глава муниципального образования город Петергоф будет являться главой местной администрации и будет избираться населением Петергофа.
Приведу довольно очевидные аргументы. Присвоение тому или иному муниципальному образованию статуса наукограда связано с расширением государственных полномочий у этого муниципального образования. Федеральный закон о местном самоуправлении предполагает, что государственные полномочия передаются только в муниципальные образования второго уровня. Именно поэтому в статье 81 этого закона говорится: "1. Наукограды являются городскими округами", т.е. муниципальными образованиями второго уровня. Передача государственных полномочий на уровень муниципального образования связана с контролем со стороны государственных органов (федеральных и региональных) за деятельностью местной власти. Поэтому было бы лучше, чтобы глава муниципального образования второго уровня (в частности наукограда) возглавлял представительную власть, а глава местной администрации назначался по контракту. При этом в конкурсной комиссии были бы как представители местной, так и представители государственной власти. Все это предусмотрено новым федеральным законом о местном самоуправлении. Напомню, что противоречия между местной петергофской администрацией и администрацией Петродворцового территориального управления и являются одной из причин того, что проект программы "Петергоф - наукоград Российской Федерации", так и не стал программой до сих пор. Обо всем этом я уже писал в статьях "Дальнейшее развитие местного самоуправления в Санкт-Петербурге будет содействовать и дальнейшему развитию СПбГУ", "Что могут короли?" и целом ряде других статей.
Появление упомянутого выше Постановления ЗакСа вызвано тем, что накануне местных выборов устав Петергофа вошел в противоречие с новым федеральным законом о местном самоуправлении - по действующему уставу глава муниципального образования город Петергоф возглавляет и местный совет и местную администрацию, что запрещено новым законом для поселений с числом жителей более 1000 человек.
Учтя это противоречие, петергофский местный совет и выступил со своими предложениями о внесении изменений и дополнений в устав Петергофа. Жаль только, что положения статьи 28 (о публичных слушаниях) нового федерального закона не вошли в обновленный устав Петергофа. Напомню, что в пункте 3 этой статьи говорится, что на публичные слушания должны выноситься "проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав". Если бы последнее имело место, то не было бы нужды в появлении данной статьи (по крайней мере, последней её части).

Статья публикуется с письменного согласия редакции газеты «Петербургский Час-Пик».)

в начало страницы  
  Опубликовано на сайте "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге " -
  ©ПРИОР Северо-Запад.
  При использовании информации ссылка обязательна.