распечатать
КОММЕНТАРИЙ К КОММЕНТАРИЮ ИЛИ «БЫТЬ ЛИ ПЕТЕРГОФУ НАУКОГРАДОМ?»
 
автор
 

Казалось бы, чего проще – загляни в правовую систему, например, Гарант, посмотри Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" (с изменениями от 22 августа 2004 г.) и получишь ответ специалистов на свой вопрос. Если что-то не ясно, почитай комментарии к этому закону.

Я так и сделал. Посмотрел закон и в комментариях специалистов обнаружил отрицательный ответ на свой вопрос – «Быть ли Петергофу наукоградом?».

Случилось так, что еще до появления изменений в упомянутый выше закон, т.е. еще до 22 августа, я написал статью «Быть ли Петергофу наукоградом?», которую пытался опубликовать в журнале «Санкт-Петербургский университет». Потерпев неудачу, я несколько изменил текст и в октябре поместил свою статью на сайте факультета ПМ-ПУ СПбГУ по адресу: http://www.apmath.spbu.ru/ru/misc/soul/hitrov/hitrov05.html . Выводы, к которым я пришел, отличались от выводов в комментариях. По крайней мере, мои выводы говорили, что нужно делать, чтобы Петергоф стал наукоградом. Читатель и сам может в этом убедиться, если разыщет мою статью по упомянутому адресу.

Поскольку мои выводы отличались от выводов специалистов изложенных в комментариях, то я был вынужден написать комментарии к комментариям.

Начну с необходимого цитирования документов.

Из закона "О статусе наукограда Российской Федерации":

«Статья 1 . Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

наукоград Российской Федерации (далее - наукоград) - муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом ; ( действующая редакция закона, Г.Х. )».

« наукоград Российской Федерации (далее - наукоград) - муниципальное образование, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом (пункт 5, статьи 155, Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; данная редакция будет действовать с 1 января 2005 года по 1 января 2006 года, Г.Х. )».

« наукоград Российской Федерации (далее - наукоград) - муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом (абзац второй пункта 1 статьи 118 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; данная редакция будет действовать с 1 января 2006 года, Г.Х. ) »

Как видим, понятие наукограда не есть что застывшее, оно будет меняться в соответствии с указанными временными рамками.

Посмотрим теперь комментарий специалистов ко второму абзацу статьи 1, приведенный в правовой системе Гарант:

« Комментарий к Федеральному закону

"О статусе наукограда Российской Федерации"

Статья 1 . Основные понятия

1. Для правильного понимания определения "муниципальное образование" и связанных с ним терминов (понятий) необходимо иметь в виду, что согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля, 8 декабря 2003 г .) *(1) :

муниципальное образование - это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная данным Федеральным законом , в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;

местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций;

муниципальная собственность - собственность муниципального образования.

С учетом того, что Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ утрачивает силу с 1 января 2006 г., вышеуказанные определения в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ с тем же названием в новой редакции имеют иной смысл.

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дано следующее толкование определению "муниципальное образование". Это "городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения".

Согласно ст. 81 данного Закона наукограды являются городскими округами. Понятие городского округа раскрывается в ст. 2 через вводимые в той же статье определения "городское поселение" и "муниципальный район".

Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений, объединенных общей территорией, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, представленные органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Следует подчеркнуть, что в качестве наукограда не могут быть признаны территории, не имеющие статус муниципального образования. Так, под действие комментируемого Закона не подпадают такие административно-территориальные единицы, как г. Зеленоград, входящий в состав г. Москвы, города Оболенск и Орево Московской области, в Санкт-Петербурге - Кронштадт, Ломоносов, Павловск, ПЕТЕРГОФ (выделено мной, Г.Х.), Пушкин, в Новосибирской области - Новосибирское отделение РАН (академгородок) и другие научные центры (академгородки) Российской академии наук.

Положения комментируемой статьи устанавливают, что населенные пункты, в которых может иметься требуемый научно-производственный комплекс, но при этом они не являются муниципальными образованиями, не могут претендовать на присвоение статуса наукограда (выделено мной, Г.Х.)».

Я заканчиваю цитирование и перехожу к своим комментариям. Если бы авторы комментария из Гаранта в последних двух абзацах заменили бы слова «муниципальное образование» на «городской округ», я, безусловно, согласился бы с ними. В цитированном же виде я не могу согласиться с утверждением, из которого следует, что Петергоф не может быть наукоградом, поскольку он якобы не имеет статуса муниципального образования. Он имел этот статус, имеет, и, надеюсь, будет иметь. Однако статуса городского округа он действительно может не получить, поскольку это зависит от питерских законодателей и многих других сил и причин.

Действительно ли замеченное мною противоречие является простым недосмотром авторов цитированного комментария? Полагаю, что нет. Ведь если бы авторы в последних двух абзацах вместо слов «муниципальное образование» написали бы «городской округ», то они тем самым подтолкнули бы общественное мнение к требованию придать некоторым муниципальным образованиям статус городского округа.

Напомню, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «органы государственной власти субъектов Российской Федерации … до 1 января 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями … Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района ». Как видим, еще и сегодня не поздно наделить Петергоф статусом городского округа, и все это будет в рамках выполнения Федерального закона N 131-ФЗ. Если закон игнорировать, не выполнять его, то тогда, конечно, ничего не будет.

Как назвать цитированную часть комментария специалистов? Пожалуй, самым мягким определением цитированного куска комментария – это назвать его лукавством специалистов. Но тогда лукавит и губернатор, поскольку, с одной стороны, она говорит, что Петергофу наукоградом быть, а, с другой стороны, ничего не делает, чтобы Петергоф получил НЕОБХОДИМЫЙ статус городского округа.

Я не зря выделил слово НЕОБХОДИМЫЙ, ведь комментарий специалистов, пусть и лукавый, но однозначно говорит об этом же. Он (комментарий) подчеркивает важность роли питерского законодательства о местном самоуправлении для положительного ответа на вопрос «Быть ли Петергофу наукоградом?». Кроме того, он указывает место, где в случае неудачи будет похоронена идея наукограда в Петергофе – питерское законодательство о местном самоуправлении.
в начало страницы  
  Опубликовано на сайте "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге " -
  ©ПРИОР Северо-Запад.
  При использовании информации ссылка обязательна.
  Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций.