распечатать
ПСЕВДОДЕМОКРАТИЯ "ПО-ПИТЕРСКИ"
 
Г. М. Хитров
 

Для справки: "Псевдо... (от греч. pseudos - ложь), часть сложных слов, означающая: ложный, мнимый, кажущийся, иногда - поддельный, например псевдонаука (БСЭ)".
Демократия есть институт народовластия. В Петербурге демократию понимают как некий институт власти над народом. Институт власти над народом не есть демократия - это недемократия. Недемократия - широкое понятие, включающее в себя различные формы бюрократии, начиная от различных форм авторитарной власти до псевдодемократии. Псевдодемократия - одна из разновидностей бюрократической (административной) формы правления, маскирующаяся под демократию. Т.е., псевдодемократия - это административная форма правления, имеющая некоторые, относящиеся к основным, внешние признаки демократии. К основным, но не единственным, признакам демократии следует отнести выборность власти и наличие института местного самоуправления. Псевдодемократия не отрицает ни выборов, ни института по форме совпадающего с местным самоуправлением. Различать истинные демократические институты и их псевдодемократические аналоги позволяет наличие или отсутствие таких характерных признаков развитого человеческого общества как свобода слова, свобода собраний, права человека и т.д. Иногда для различения достаточно и более простых признаков. Так, отличить местное самоуправление от его аналога псевдосамоуправления - местной бюрократии позволяет наличие или отсутствие контроля со стороны населения за деятельностью местной власти и закрепленных в уставах реализуемых положений о народной правотворческой инициативе, вплоть до принятия местных законов через референдум. Если перечисленное есть, то перед нами местное самоуправление, если нет, то это местная бюрократия.
Контроль населения за деятельностью местной власти означает:

  • реализуемую законную возможность получения полной и достоверной информации о деятельности местных органов власти для населения и обязательность регулярного информирования о своей деятельности населения для местных властей, доступность информации (прозрачность власти);
  • возможность для населения отзывать нерадивых депутатов на основе закрепленных в уставе реализуемых процедур;
  • реализуемую возможность, с помощью прописанных в уставе положений о правотворческой инициативе, приостанавливать действие некоторых местных правовых актов;
  • реализуемую возможность инициировать принятие некоторых новых местных правовых актов, поправок и дополнений в устав и т.п.

Поскольку все изложенное выше носит декларативный характер, перейду к аргументации, позволяющей придать вышесказанному достаточное основание.
О том, что у нас псевдодемократия, а не демократия, говорят:

  • частое взятие в кавычки слова демократия при характеристике в СМИ нашей формы правления (мягкая форма выражения отношения к нашей форме правления); достаточно частое употребление слова дерьмократия вместо слова демократия (жесткая форма выражения отношения);
  • определение питерского местного самоуправления в качестве "потемкинской деревни" (смотри сообщение Росбалта от 20.02.2004 "Муниципальное самоуправление остаётся "потёмкинской деревней", публикация Татьяны Чесноковой);
  • бюджет существующего "местного самоуправления", который умещается в пределах погрешности планирования городского бюджета (смотри бюджеты Санкт-Петербурга за последние годы);
  • попытки построить питерское местное самоуправление без участия населения ("Наша задача - сверху вниз создать в Петербурге местное самоуправление" - откровения Н. В. Шубиной, смотри публикацию Б.Вишневского "Потрясение основ" в "Новой газете" №84 от 15-17 ноября 2004 года http://www.novayagazeta.spb.ru/?y=2004&n=84&id=1 ).

Поскольку Нина Владимировна Шубина - Председатель Комитета городской администрации по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления, т.е. одна из главных персон, отвечающая за питерское местное самоуправление, то к её мнению приходится прислушиваться и цитировать чаще других. Так, еще в период принятия нового федерального закона о местном самоуправлении, когда шла борьба за выбор между "питерской" (более демократичной) и "московской" (более консервативной) моделями организации местного самоуправления, т.е. за выбор формулировки статьи 79, Нина Владимировна колебалась и говорила: "… мне трудно сказать, какую мы выберем модель. Хорошо, что это вариативно. Мы будем думать над этим". Я тогда в своей статье "Степень зрелости демократии в обществе определяется выбором в предоставленных возможностях" писал: "Поскольку госпожа Шубина под словом "мы" понимала кого угодно, только не население Петербурга, то мне … приходится напоминать власть предержащим в Санкт-Петербурге, что не грех бы и население подключить к "выбору модели", хотя бы через публичные слушания".
Сейчас Нина Владимировна уже не колеблется и 15 ноября на пресс-конференции в информационном агентстве "Интерфакс Северо-Запад" заявила: "… надеемся … в 2005 году уже начинать реформу муниципальной власти "по-питерски"" (http://www.interfax.ru/r/B/0/222.html?menu=32&id_issue=10720698). Все это хорошо, только зачем проводить выборы 19 декабря, если с 1 января планируется начать проводить реформу? Суть секрета приоткрыло нам сообщение ИА REGNUM (http://www.newspb.ru/allnews/359935/) "Петербургское правительство одобрило законопроект о территориальном устройстве", который "поддержал руководитель администрации губернатора Санкт-Петербурга Виктор Лобко, отметив, что данным законопроектом предлагается закрепить то, что существует де-факто". Другими словами - никакой существенной реформы не будет, т.е. не видать нам местного самоуправления как своих ушей.
В заключение хотел отметить, что псевдодемократия - это та ступень, с которой, пусть и с усилием, можно подняться к демократии или без труда скатиться к авторитаризму. Описанную ситуацию можно сравнить с выбором человека, находящегося на склоне крутой горы, расположенной на краю болота, из которого человек только что выбрался: подниматься вверх - тяжело, скатиться вниз - легко, находиться на склоне продолжительное время - невозможно.

в начало страницы  
  Опубликовано на сайте "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге " -
  ©ПРИОР Северо-Запад.
  При использовании информации ссылка обязательна.
  Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций.