распечатать
А КАК ЖЕ С ДЕМОКРАТИЕЙ?
 
Г. М. Хитров
 
7 июня 2005 года Губернатор поставила подпись под законом "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге". Этот закон, а также проект закона "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга", внесенный в Законодательное Собрание Губернатором, на годы затормозят развитие демократического процесса в Санкт-Петербурге. Говоря это, я исхожу из того, что необходимым признаком всякой демократии является наличие представительной ветви власти на любом значимом властном уровне. Перечисленные закон и законопроект лишают Санкт-Петербург возможности иметь представительную ветвь власти на районном уровне.
Торможение демократического процесса, а точнее борьба с демократией, не случайность, не недосмотр - это сознательный выбор питерских законодателей. Федеральный закон о местном самоуправлении давал возможность плавного перехода от административной формы правления в городе к более демократичному двухуровневому местному самоуправлению. Санкт-Петербургские законодатели, пользуясь прорехами федерального законодательства (приснопамятной поправкой Бабурина-Лужкова-Шишлова), пошли по пути недопущения создания в городе второго уровня местного самоуправления.
Долгое время я надеялся, что здравый смысл и некоторые существующие городские реалии заставят власти идти по пути совершенствования местного самоуправления. Увы…
Начну со здравого смысла, и возьму в качестве примера Губернатора. Валентина Ивановна заботится о внешнем облике города, о его благоустройстве. Телевидение показывало нам, с каким удовольствием она посещала только что приведенные в порядок дворы Невского проспекта. Посещая, она обещала посетить их вновь через какое-то время. Действительно, появившись в тех же дворах через некоторое время, она к своему неудовольствию заметила, что дворы быстро приходят к доремонтному состоянию. Она обиделась на жильцов примыкающих к отремонтированным дворам домов. А зря. Ведь отремонтированные дворы передавались не организациям жильцов (в широком смысле органам самоуправления), а неким подвластным чиновникам (т.е. и Губернатору) структурам. Жильцы не участвовали в приемке отремонтированных дворов, они относились к этому как к подарку. Известно, что "дареному коню в зубы не смотрят", т.е. грех предъявлять претензии к качеству подарка - это всегда лучше, чем ничего. Отношение же к совместно используемому имуществу нужно воспитывать, тренировать. Из далекого детства помню врезавшийся в память стишок:
"С тренировкой - каждый ловкий,
Говорится неспроста,
Пронесешь без тренировки
Даже ложку мимо рта".
Что же сделала Валентина Ивановна для воспитания (тренировки) населения для развития местного самоуправления? Подчеркну - местного самоуправления, а не местной бюрократии. Попробуйте сами ответить на этот вопрос.
А теперь о городских реалиях, дававших надежду на введение в городе более демократичной формы правления - второго уровня местного самоуправления. К таким реалиям я относил обещание властей различного уровня содействовать получению Петергофом статуса наукограда. Поскольку статус наукограда мог быть присвоен только муниципальному образованию со статусом городского округа, т.е. муниципальному образованию второго уровня, то я надеялся, что это как-то повлияет на судьбу питерского закона о местном самоуправлении. Увы, я ошибался. Ошибался, наверное, потому, что забыл русскую пословицу - "закон, что дышло …".
Как я отмечал выше, 7 июня 2005 года был подписан закон о питерском местном самоуправлении, исключающий в Санкт-Петербурге второй уровень местного самоуправления, а 26 июля было подписано Постановление правительства (смотри Приложение) от 23 июля №449 "О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Петергофу", предполагающее этот самый второй уровень в Санкт-Петербурге.
Поскольку обычному рассудку трудно понять столь сложные кульбиты законотворческой и правовой мысли наших законодателей и властей, то я откажусь от комментариев. Однако выскажу некоторые соображения.
Как отмечает Российская газета от 28.07.05, "8 июля депутаты Госдумы приняли в первом чтении поправку к Закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в лучшем случае грозящую переносом сроков формирования в России полноценного местного самоуправления до следующего президентского цикла, в худшем - ставящей крест на этой реформе". Ориентируясь на эту поправку, отчасти и можно объяснить упомянутые выше противоречия. (Справедливости ради должен отметить, что цитируемая статья направлена на то, чтобы уверить читателя, что правительство постарается сделать все возможное, чтобы федеральный закон о местном самоуправлении, как и намечено, заработал с 1 января 2006 года).
Я начал свою статью фактически с показа, как с помощью законодательства идет борьба с демократией, т.е. с населением.

Приведу еще несколько цитат более тонкой законодательной работы.

"Органы местного самоуправления до 1 июля 2005 года приводят в соответствие с требованиями Федерального закона уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 60 упоминавшегося закона "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге").

"4. Для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования ……….. в регистрирующий орган направляются:
………………………………………………………………………………………..
3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту.
…………………………………………………………………………………………..
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2005 года.
2. При государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, принятых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пункт 3 части 2 и пункт 3 части 4 статьи 3 настоящего Федерального закона не применяются"
(Процитированы пункт 3 части 4 статьи 3 и части 1 и 2 статьи 6 проекта Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований").

Приведенные цитаты имеют прямое отношение к Петергофу. Изменения и дополнения в Устав Петергофа (фактически новый устав) были зарегистрированы Законодательным Собранием 15 июня 2005 года. Понятно, ни о каких публичных слушаниях по поводу изменений и дополнений в Устав речь не шла, и, как следует из приведенных цитат, в этом нет необходимости. Однако, если население захочет провести публичные слушания по соответствию Устава Петергофа статусу наукограда, то в соответствии с новым Уставом нужно создать инициативную группу не менее чем из 10 человек, подготовить обращение в местный совет, собрать под этим обращением более 1500 подписей (не менее 3% от числа избирателей) и т.д. и т.п. Умеют у нас убивать инициативу.
Что же делать? Мне как жителю Петергофа пока остается радоваться и надеяться.
Радоваться, что Петергоф получил статус накограда, что в связи с этим или в связи с 300-летием Петергофа благоустраиваются петергофские дворы и ремонтируются окрестные дороги.
Надеяться, что если определенный Постановлением 449 круг приоритетных для Петергофа направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности, содержит исследования в области экологии и информационно-телекоммуникационных технологий, то в Петергоф вернется невская вода, будет чисто в окрестностях Петергофа и о предстоящем праздновании 300-летия Петергофа можно будет узнать из новостей муниципального сайта. Не быть же все время сапожнику без сапог!

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 июля 2005 г. №449
О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Петергофу
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Присвоить статус наукограда Российской Федерации г. Петергофу сроком на 5 лет.
2. Утвердить прилагаемые направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, являющиеся приоритетными для г. Петергофа как наукограда Российской Федерации и соответствующие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Фрадков
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 июля 2005 г. № 449
Направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, являющиеся приоритетными для г. Петергофа как наукограда Российской Федерации и соответствующие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации
Исследования в области экологии.
Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника, включая системы связи и обнаружения морских подвижных объектов.
Исследования физических полей земли, изучение строения ее оболочек (атмосферы, магнитосферы, ионосферы, земной коры, гидросферы, мантии и ядра).
Методы направленного синтеза сложных органических молекул с целью получения физиологически активных веществ с избирательным действием.
Технологии живых систем, генетические процессы, клеточная биология и биология развития, структурные и молекулярно-генетические механизмы регуляции индивидуального развития.
Разработка перспективных вооружений, военной и специальной техники, в том числе для нужд Военно-Морского Флота.
Исследования, связанные с восстановлением и содержанием музейных, исторических и культурных ценностей.
Подготовка кадров высшей квалификации, в том числе специалистов в области сохранения и реставрации памятников культуры и искусства, а также по военным специальностям.
____________
Москва,
26 июля 2005 г.,
N 1304
Документ: http://www.government.ru/data/news_text.html?he_id=103&news_id=18107

в начало страницы  
  Опубликовано на сайте "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге " -
  ©ПРИОР Северо-Запад.
  При использовании информации ссылка обязательна.
  Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций.