распечатать

Конгресс муниципальных образований Российской Федерации
Союз городов Центра и Северо-Запада России
Партнерство для развития информационного общества на Северо-Западе России

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ПРОГРАММА УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ

Научный руководитель Программы:
Член комиссии по информатизации
Конгресса муниципальных образований РФ,
директор Междисциплинарного центра СПбГУ,
докт. физ.-мат. наук Н.В. Борисов

Руководитель рабочей группы:
зам. директора Междисциплинарного центра СПбГУ,
канд. полит. наук
А.В. Чугунов

Санкт-Петербург
2002



На современном этапе построения демократического общества в России важнейшее значение приобретают вопросы становления эффективной системы местного самоуправления. Важнейшее место в решении этой проблемы занимает создание действенных механизмов взаимодействия между органами государственной власти и муниципального управления. Местное самоуправление имеет в России глубокие исторические корни, однако на протяжении многих десятилетий эти традиции не были в полной мере востребованы. Действующая Конституция РФ провозгласила местное самоуправление одной из основ конституционного строя. Становление системы местного самоуправления в России требует решения ряда задач.

Одной из существенных проблем в деле обеспечения эффективного взаимодействия органов государственной власти с местным самоуправлением является отсутствие действенной и скоординированной информационной политики на региональном уровне. Следует отметить также недостаточный уровень подготовки кадров работающих в органах местного самоуправления. В связи с этим повышение квалификации в сфере государственного и муниципального управления депутатов и служащих МО приобретает особую значимость для решения проблем построения эффективного общественного управления.

Цели программы

- содействие развитию местного самоуправления на Северо-Западе России;
- создание механизмов эффективного взаимодействия муниципальной власти и населения с использованием технологий информационного общества;
- повышение информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления в условиях построения гражданского общества в России.

Основные задачи

В рамках настоящей программы будут решены следующие задачи:

- обеспечение учебно-консультационной и информационной поддержки местного самоуправления в Северо-Западном федеральном округе на основе использования современных интернет-технологий;
- представление в Интернете информации о деятельности муниципальных образований, расположенных на Северо-Западе России, содействие в организации межмуниципальных баз данных и компьютерных телекоммуникационных систем.

Предполагается, что деятельность в рамках настоящей Программы осуществляется под эгидой Конгресса муниципальных образований РФ, Союза городов Центра и Северо-Запада России и в текущей координации с Партнерством для развития информационного общества на Северо-Западе России в качестве одного из тематических направлений программы действий ПРИОР СЗ.

Программа учебно-консультационной и информационной поддержки местного самоуправления Северо-Запада России соответствует приоритетам:

- Федеральной целевой программы "Электронная Россия" (2002-2010 гг.);
- Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды" (2001-2005 гг.);
- Федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления (утв. пост. Правительства 15.12.1999 №1394);
- Основным положениям государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15.10.1999, № 1370).

Основные направления работы

Для решения задач в рамках программы работы организуются по следующим основным направлениям:

1. Организационно-методическая деятельность

1.1. Инициирование, участие в разработке и реализации региональных концепций и программ информатизации местного самоуправления, проектов в области развития технологий информационного общества на Северо-Западе России, участие в проработке российских концепций и программ.
1.2. Координация деятельности с учебными и информационными центрами местного самоуправления в других регионах, государственными информационно-аналитическими службами на региональном и федеральном уровне.
1.3. Аккумулирование российского и зарубежного опыта работы в области развития местного самоуправления. Создание и обеспечение широкого использования баз данных и электронных библиотек.
1.4. Поиск источников финансирования, подготовка и реализация региональных, российских и международных проектов. Привлечение средств федеральных и региональных программ, некоммерческих, коммерческих и общественных организаций к реализации региональных и местных программ информатизации.

2. Учебно-консультационная деятельность

2.1. Реализация систем и внедрение технологий дистанционного обучения и консультирования по вопросам местного самоуправления.
2.2. Разработка методик интерактивных тренингов по актуальным проблемам развития местного самоуправления и местных сообществ, технологий межсекторального социального партнерства, отработка технологий дистанционного тестирования и консультирования.
2.3. Создание баз данных и справочников учебных программ и курсов, ориентированных на обучение и повышение квалификации сотрудников органов местного самоуправления Северо-Западного региона и их представление в Интернете.

3. Информационно-технологическая деятельность

3.1. Содействие разработке и внедрению в практику деятельности органов местного самоуправления современных технологий представления информации в Интернете, технологий коллективной работы и взаимоиспользования информационных ресурсов в глобальных и корпоративных компьютерных сетях.
3.2. Реализация пилотных проектов предполагающих отработку методов и технологий установления интерактивной связи между органами местного самоуправления, населением, структурами формирующегося гражданского общества, органами государственной власти и управления, средствами массовой информации.
3.3. Развитие технологий общественного участия в деятельности органов местного самоуправления, межсекторального социального партнерства, включая использование возможностей Интернета.
3.4. Интеграция муниципальных информационных ресурсов с геоинформационными системами, представляющими аналитическую информацию о состоянии территории регионов и муниципальных образований.

4. Информационно-телекоммуникационная деятельность

4.1. Содействие в работах по проектированию телекоммуникационных систем и обеспечению подключения органов местного самоуправления к Интернету через опорные узлы научно-образовательной сети РОКСОН и других региональных сетей;
4.2. Реализация телекоммуникационных систем на базе интранет-технологий.

Организация работ по реализации программы

Программа создания системы учебного и информационно-консультационного сопровождения деятельности муниципальных образований Северо-Запада России реализуется под эгидой Конгресса муниципальных образований Российской Федерации (КМО РФ) и Союза городов Центра и Северо-Запада России.

Научным руководителем Программы является член комиссии по информатизации КМО РФ директор Междисциплинарного центра СПбГУ, докт. физ.-мат. наук Н.В. Борисов.

В целях общей координации деятельности в рамках Программы формируется и утверждается КМО РФ Наблюдательный совет Программы.

Для обеспечения организации работ по реализации Программы формируется рабочая группа из представителей органов местного самоуправления, межмуниципальных объединений, информационно-аналитических центров, научных и образовательных учреждений.

Базовой организаций, обеспечивающей информационно-технологическое сопровождение программы утвержден Междисциплинарный центр дополнительного профессионального образования СПбГУ. Базовой телекоммуникационной инфраструктурой является Региональная объединенная компьютерная сеть образования, науки и культуры Санкт-Петербурга и Северо-Запада России (сеть РОКСОН СЗ).

Межрегиональная программа осуществляется в текущей координации с деятельностью Партнерства для развития информационного общества на Северо-Западе России (ПРИОР СЗ) в качестве одного из тематических направлений. Рабочая группа по реализации Программы выполняет функции тематической рабочей группы Координационного совета ПРИОР СЗ.

Настоящая программа реализуется в рамках кооперации деятельности российских межмуниципальных объединений:

- Конгресс муниципальных образований Российской Федерации
- Союз городов Центра и Северо-Запада России
- Муниципальная Палата Санкт-Петербурга
- Ассоциация муниципальных образований городов-пригородов Санкт-Петербурга

Основными партнерами по реализации настоящей программы являются следующие организации:

- Междисциплинарный центр дополнительного профессионального образования СПбГУ (базовая организация);
- Московский общественный научный фонд;
- Всероссийский центр муниципальной информации (Москва);
- Институт развития информационного общества (Москва);
- Центр информационных исследований (Москва).
- Центр научных телекоммуникаций Санкт-Петербургского Научного Центра РАН;
- Кафедра государственного и муниципального управления Факультета менеджмента СПбГУ;
- Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр";
- Санкт-Петербургский гуманитарный и политологический центр "Стратегия";
- ООО "Петровский портал";
- Санкт-Петербургский союз журналистов;
- Санкт-Петербургский общественный фонд "Информатика для демократии" (ИНДЕМ-СПб).

К участию в реализации межрегиональной программы приглашаются органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Северо-Запада России, заинтересованные в создании системы учебного и информационно-консультационного сопровождения деятельности муниципальных образований на основе использования современных интернет-технологий.

Источники финансирования работ по реализации программы

Источниками финансирования деятельности по реализации направлений работ в рамках настоящей программы являются:

- ресурсы организаций-соисполнителей, обеспеченные финансированием в рамках текущих проектов и программ;
- финансирование российских и международных грантов и программ (как региональные проекты, так и участие в общероссийских проектах по линии КМО РФ, СГЦСЗР, ПРИОР);
- средства органов местного самоуправления, выделяемые на выполнение локальных проектов информатизации.

 
в начало страницы  
  Опубликовано на сайте "Местное самоуправление в Санкт-Петербурге " -
  ©ПРИОР Северо-Запад.
.
  При использовании информации ссылка обязательна.